Posted 20 декабря 2021, 14:58
Published 20 декабря 2021, 14:58
Modified 30 марта, 08:23
Updated 30 марта, 08:23
Пара домов на улице Васенко среди бела дня 7 декабря 2020 года подпрыгнули, как при землетрясении. Многие из жильцов в это время были на работе, но несколько человек выбежали на улицу из квартир в недоумении, которое вскоре разрешилось. Оказывается, на соседней с домами территории заработала сваедавильная машина…
Исторический район Полюстрово в Финляндском округе — место издавна густонаселенное и мало подходящее для новых масштабных строек. Весь Санкт-Петербург называют городом на болотах, и в целом это, скорее, впечатляющее обобщение, но к Полюстрово выражение «на болотах» применимо буквально: вот и само название района происходит от латинского «paluster» — «болотистый». Почвы здесь крайне нестабильные — именно поэтому, например, в свое время отказались от идеи провести сюда метро.
А вот частные строительные компании и поддерживающие их чиновники, похоже, болотистых почв не боятся. Протесты местных жителей, рискующих лишиться части парка, солнечного света, а то и вовсе жилья, если в результате новой стройки рухнет ближайший к ней дом, их тоже не смущают. На сегодняшний день в Финляндском округе две «горячих точки», в которых столкнулись интересы застройщиков и жителей района.
Дома на улице Васенко стоят плотно — «сталинки», «хрущевки» и даже один дом дореволюционной постройки. Именно этот, самый старый в квартале, дом 3 корпус 2, расположен в нескольких метрах от дома 7 — здания бывшей автоматической телефонной станции 1967 года постройки. Эту территорию приобрела строительная компания YIT, чтобы построить на ней 12-этажный жилой дом с подземным паркингом. Теперь бетонный забор, огораживающий планируемую стройку, находится метрах в двух от дома 3 к.2. «Когда у них свая сорвалась и упала, у нас дома в серванте упали чашки», — поделился воспоминанием один из жителей дома.
«Мы вызвали полицию и МЧС, так как наши дома газифицированы: боимся, что после очередного подземного толчка могут лопнуть трубы, из-за чего возможен взрыв, — рассказывает Елена Дмитриева, представитель инициативной группы жителей домов, включенных в 30-ти метровую зону влияния стройки. — Мы составили акт о происшествии, отдали заявление в полицию, написали пять жалоб в ГАТИ. С помощью ГАТИ было возбуждено административное дело, после чего компании назначили штраф в размере 75 тыс. рублей — это при том, что обычно штрафы от организации для юридических лиц насчитывают от 300 тысяч до 2 миллионов».
Трехэтажную АТС строили как режимный стратегический объект. Соответственно, оно и само по себе очень крепкое, и стоит на усиленном фундаменте: в 60-е годы такие здания возводились с расчетом, что под ними должно быть бомбоубежище. Подобную конструкцию запросто не снесешь. И почва здесь, напоминаем, болотистая.
На доме 3 к.2 уже и так установлены 12 маяков, фиксирующих трещины. Сам дом построен так, что у него отсутствует подвал, а фундамент незначительно углублен в землю. Что с ним будет уже в процессе сноса соседнего объекта, страшно представить.
В доме 3 корпус 2 восемь квартир, из которых половина являются частной собственностью, а половина — муниципальные. То есть, если дом станет аварийным, то город обязан будет взять на себя ответственность за расселение только муниципальных квартир. Никаких предложений о расселении жители ближайших домов не получали. Есть и еще одна угроза: между домами со стороны улицы и местом предполагаемой стройки проходит газовая труба.
Также в непосредственной близости от бывшей АТС расположены еще три дома, два из которых жилые, а в третьем расположена Городская поликлиника № 54. О том, что задуманная стройка может представлять опасность, было очевидно с самого начала.
«13 марта 2020 года прошла сделка продажи „Ростелекомом“ этого участка компании YIT. Как мы об этом узнали? Нам в почтовые ящики стали бросать уведомления о том, что наши дома включены в опасную зону влияния строительных работ. Поэтому нас просили впустить в наши квартиры представителей экспертного бюро, с которым сотрудничает YIT, с целью осмотра и выяснения, есть ли уже трещины. Работы на участке начались в конце ноября 2020 года — завезли пробные испытательные сваи, и сваедавильный агрегат в декабре начал движение по участку. Тогда же и были отправлены жалобы в ГАТИ и обращения к депутатам и в правительство Санкт-Петербурга», — рассказывает Елена Дмитриева.
В своих ответах на вопросы жителей представители компании заявили, что воздействие на дома ожидается, но оно будет несущественным. По какой шкале измеряли степень существенности воздействия, непонятно. Надо сказать, что физический износ дореволюционного дома 3 корпус 2 — 44%, а дома 5/15 — 39%. По словам Дмитриевой, «похоже, что руководство компании решило рискнуть, но под ударом оказываются наши дома, наши жизни и жизни потенциальных обитателей предполагаемого нового дома».
Жители домов на улице Васенко не только протестуют, но и предлагают городским властям свои варианты благоустройства спорной территории. Например, некоторые говорят о том, что на месте дома 7 было бы хорошо открыть стоматологическую поликлинику — ближайшая находится достаточно далеко, на улице Комсомола, недалеко от Финляндского вокзала. Чаще звучит предложение сделать в здании бывшей АТС современный музей, посвященный истории освоения стратосферы — ведь улица Васенко, а также примыкающие к ней улица Федосеенко и переулок Усыскина названы в честь экипажа стратостата «Осоавиахим-1», в 1934 году установившего рекорд, впервые достигнув высоты 22 км над уровнем моря. Эту инициативу одобрили «Роскосмос» и «Росавиация», выразив готовность к сотрудничеству.
Кстати, в России сегодня вообще нет музеев, посвященных стратонавтике, а ведь именно освоение стратосферы является первыми шагами человечества в космическое пространство. Однако пока городская администрация этот патриотичный энтузиазм жителей не разделяет.
«Мы просили город выкупить этот участок у компании YIT или дать ей аналогичный участок взамен, может быть, даже такой, на котором не придется что-то сносить, таким образом, это даже удешевит работы по возведению новостройки. На что нам был дан официальный ответ, что обмен этого участка невозможен, так как эта территория не имеет планировки и межевания. Также нам отвечают, что выкуп участка в пользу города под социально-культурные нужды невозможен потому, что такие участки вносятся в специальный перечень, а на данный момент этого участка в перечне нет. А кто из чиновников подавал на этот участок заявку? Ведь мы еще год назад начали об этом писать как в правительство города и депутатам ЗакСа, так и в Москву — в администрацию президента», — объясняет Дмитриева.
Еще одна «горячая точка» Финляндского округа — парк академика Сахарова, т. е. зеленая зона, ограниченная улицей Бестужевской, Пискаревским проспектом, проспектом маршала Блюхера и домами, относящимися к улице Замшиной. Это место выглядит обычным городским парком с геометрически выстроенными дорожками и довольно редкими посадками деревьев, но для местных жителей — это излюбленное место прогулок на относительно свежем воздухе. В парке есть несколько белок, а также — что и вовсе удивительно — гнездятся «краснокнижные» ушастые совы Asio otus. Дорожки парка ценны тем, что по ним можно бегать без ущерба для коленей.
На и так сравнительно небольшой парк наступают с разных сторон. Есть здесь два памятника — «Жертвам радиационных аварий и катастроф» и «Колокол мира», посвященный пострадавшим от атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. От одного до другого памятника можно дойти минут за пять. Однако городским властям и региональному отделению общественной организации «Союз Чернобыль» захотелось соединить их прямой аллеей, выложенной плиткой.
Надо сказать, что поначалу этот проект был еще более амбициозным — предполагалось даже строительство некоего мемориального амфитеатра — но от этих планов все-таки отказались. Хотя и перспектива аллеи, перерезающей парк, местных жителей не радует.
Но и это еще не самое страшное, что угрожает парку Сахарова. История началась в 2014 году, когда, невзирая на протесты жителей ближайших домов, часть территории парка в районе Замшиной улицы (участок 1, южнее дома 29, корпус 5, литера А) была выведена из категории земель зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). В октябре 2021 года местные жители узнали, что в этой части парка все-таки планируется строительство многофункционального спортивного комплекса.
Подобные разговоры шли давно. Комплекс в просторечии ныне именуется школой дзюдо имени Анатолия Рахлина — с легкой руки бывшего замглавы администрации Калинского района Романа Сапижака, который еще в 2015 году курировал госзаказ и заявил, что нынешнее здание школы на Кондратьевском проспекте не подходит для полноценной подготовки спортсменов и проведения спортивных мероприятий. Впрочем, официального названия у этого предполагаемого комплекса пока нет.
Парк Сахарова находится у границы Калининского и Красногвардейского районов, поэтому и жители последнего участвуют в протестах против его застройки.
«Здание школы дзюдо хотят построить прямо перед окнами дома 27-4, — говорит защитница парка, экс-депутат МО „Финляндский округ“ Светлана Уткина, — И предполагается небольшое пространство между домами под парковку. То есть люди получат под своими окнами выхлопные трубы».
Также эта стройка угрожает сохранности стоящих рядом зданий — работа тяжелой техники может привести к расширению трещин в стенах и фундаментах соседних домов. Не забываем: парк Сахарова — это все еще Полюстрово с его подземными водами.
«Есть результаты обследования дома 29/4: дом в предаварийном состоянии. Там маячки, трещины, вода в подвале, разрушена лестница. Это все говорит о том, что почва здесь для строительства — так себе», — добавляет Уткина.
Много вопросов возникало еще при строительстве комплекса «Бестужевская дача» на ул. Замшиной, 31/4.
«Люди смотрели из окон соседних домов, как строили дом. Они видели, как забивали сваи: сваю забивают — ее вышибает водой. Сейчас у здания проблемы с фасадом. Если здесь будет какая-либо стройка, он просто полетит. А теперь мы с ужасом узнаем, что посреди парка хотят построить многоквартирный дом. Это написано в кадастре», — опасается Светлана.
Вот что интересно: постановление о выделении в районе участка под спортивный комплекс подписал в 2014 году тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Только вот выделен под это строительство был участок не в парке Сахарова, а у перекрестка Лабораторной улицы и проспекта Маршала Блюхера. Здесь находится квартал «Полюстрово 24-27», жители которого очень хотят, чтобы спортивный комплекс был построен именно там и обращаются по этому поводу с просьбами в различные инстанции. Но заказчикам и исполнителям проекта понадобился именно парк Сахарова. На сегодняшний день после жалобы защитников парка Федеральная антимонопольная служба приостановила строительство. Надолго ли?
Такое поведение застройщиков — это в первую очередь даже не юридический вопрос, а морально-этический. В первую очередь очевидно следующее: если чиновники и бизнесмены облюбовали какую-то территорию, то им безразличны интересы обычных граждан, живущих по соседству. А законы…
Вот то, что, как говорится, на поверхности: согласно пункту 3 статьи 5 закона «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» минимальные нормативы обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений для Калининского района составляют 12 кв. м. на человека, а по факту уже сейчас на человека здесь приходится только 11,71 кв. м. В парке Сахарова «благодетели» собираются срубить 254 дерева, а в качестве компенсации посадить новые саженцы, которые будут расти десятки лет, часть же из них, вероятно, и вовсе погибнет.
Многим из нас может показаться, что протесты жителей — дело безнадежное: пошумят и разойдутся, а «хозяева» все равно сделают по-своему. В Петербурге уже немало адресов, где так и произошло: снесенные исторические здания, изуродованные новостройками парки… Но не все так грустно — есть и случаи, когда именно благодаря протестам граждан удалось существенно ограничить аппетиты застройщиков.
На проспекте Кима на территории, где ранее располагался стадион Калининец», решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменено строительство ООО «Деловой остров» спортивной базы, в проектной документации которой прослеживались признаки апарт-отеля (например, общая площадь 720 юнитов (номеров) более 36 000 кв. м., а помещения для занятий спортом менее 4 000 кв.м). Также отменено строительство корпорацией «ЛЭК-Истейт» 25-этажного дома на месте здания бывшего ведомственного детского сада завода «Светлана» на Светлановском проспекте.
На проспекте Мориса Тореза Госстройнадзор разрешил компании «Строительный трест» возвести дом высотой в 16 метров — вместо ожидаемых 75. Так что есть шанс, что дорогу осилит идущий.
Игорь Лунев