Posted 19 декабря 2021, 13:57
Published 19 декабря 2021, 13:57
Modified 30 ноября, 07:05
Updated 30 ноября, 07:05
Россия продолжает переживать экономический кризис. Поэтому в очередной раз возникает насущный вопрос, как сохранить накопления. Привычный многим способы хранения денег «под матрасом» или в банковской ячейке, к которым прибегают многие наши сограждане, не работают — инфляция «съедает» их неумолимо.
«Если речь о паре-тройке сотен тысяч рублей, то, я думаю, не стоит и суетиться, — заметил в разговоре с корреспондентом „Росбалта“ директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. — Если вкладывать в ту же валюту, чтобы потом обратно менять, вы больше потеряете на комиссиях-процентах, на транзакциях».
«Это зависит от того, о каких деньгах мы говорим, — подтвердил экономист Андрей Нечаев. — Если это десятки тысяч рублей — это одна история, если миллион — другая». «Это зависит от суммы, — отметил доктор экономических наук, профессор Евгений Гонтмахер. — Если у вас сто тысяч рублей — торопиться их вкладывать куда-то бессмысленно».
Сумма, о сохранении которой стоит начать беспокоиться, стартует где-то с миллиона рублей. За неимением лучшего, есть определенный смысл в том, чтобы покупать валюту — и даже просто вещи, более-менее ценные. В наши дни нет нужды хранить доллары под матрасом, поскольку есть банковские валютные депозиты. Правда, эксперты напоминают об их низкой доходности.
«Если есть хотя бы миллион — лучше все-таки поторопиться до Нового года, а то там опять прогнозируют снижение курса рубля, — предположил Гонтмахер. — Я бы часть рублевой массы вложил в валюту, в депозиты. Они дают очень низкую доходность — но хоть застраховаться. Но прыжки курса возможны и в пользу рубля, так что часть стоит сохранить в рублях».
«Традиционно у нас были валютные депозиты, — отметил директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков, — но там ставки близкие к нулевым. Однако ставки по рублям — вообще ниже инфляции — и надо помнить, что рубль РФ появился в 1993 году по цене $1 = 1000 руб. В 1997 году была деноминация — три нуля убрали. А сейчас мы имеем 75 рублей за доллар. Наш рубль, таким образом, похудел в 75 раз: как в такую национальную валюту вкладываться в долгую»?
«Если что-то давно хотели купить, но до сих пор не купили, — заметил Игорь Николаев, — то с учетом того, что цены по-прежнему будут расти достаточно быстро, и та тенденция, что сформировалась в текущем году, продолжится и в будущем, не стоит ждать, когда это подешевеет, лучше покупать сейчас. Это тоже путь сохранения денег. Валюту покупать? Да, это вариант. Рубль не будет сильно укрепляться. Но надо учитывать, что курс на дедолларизацию не только провозглашен, но и постепенно реализуется».
«Если вы хотите какую-то консервативную стратегию, то можно просто купить валюту „и в ней находиться“, — отметил экономист Владислав Жуковский. — Мы можем увидеть падение рубля до 79-80 рублей за доллар на горизонте трех месяцев. Да и на среднесрочном горизонте курс рубля укрепляться не будет. Минфин и ЦБ четко сигнализируют, что будут поддерживать заниженный курс рубля, чтобы у экспортеров сырья были максимальные доходы».
Более богатая часть российского среднего класса уже традиционно покупает квартиры — или нацеливается на покупку оных. «Самый оптимальный вариант: если у вас дешевая ипотека, и вы можете попытаться приобрести некую недвижимость, — полагает Солодков. — Но ликвидность этой недвижимости тоже не 100%. Когда вам вдруг резко потребуются деньги, не факт, что вы их в любой момент отобьете обратно. И долларовую цену вы не выставите на уровне 2007 года».
«Недвижимость, безусловно, „перегрета“, там есть „пузырь“ из-за растущих издержек производства, дорожающей ипотеки. Из-за того, что часть денег, которая раньше утекала за рубеж, теперь так утекать уже не может, -подтвердил Жуковский. — Но все-таки недвижимость за полтора года подорожала фактически на 25%».
Более рискованный вариант — ценные бумаги. «Я патриот фондового рынка, и сейчас он открывает очень неплохие возможности, — рассказал Андрей Нечаев. — Некоторые выпуски государственных облигаций дают доходность более 8,5% при относительно высокой надежности. А корпоративные бумаги дают больше 10% — существенно больше, чем депозиты. Хотя после повышения ключевой ставки ЦБ можно ожидать и некоторого роста ставок по депозитам».
«Бонды» бывают разные, — отметил Василий Солодков. — Чем закончилась история с бондами «Роснано»? Еще хуже с акциями — вообще не понятно, чем может закончиться. Система страхования работает исключительно по банковским вкладам, во всех остальных случаях ваши деньги никоим образом не страхуются. Можете и все потерять. Как в 1998 году — дефолт, и до свиданья, пишите письма! Если совсем в долгую — наверное, недвижимость. Если чуть покороче — какие-нибудь бонды. Начиная с ОФЗ, где ставка выше, чем по депозитам».
«Фондовые активы — акции будут расти в цене, — считает Жуковский. — Рост цен на фондовые активы — это проекция двух вещей: общего снижения покупательной способности рубля и бегства из него в рискованные фондовые активы — и просто результат того, что основные крупные компании на российском рынке — это экспортеры сырья, которые зарабатывают за счет внешней ценовой конъюнктуры, получают сверхдоходы, выплачивают дивиденды, показывают прибыль. В условиях общей деградации экономики и все большего отрыва финансового сектора от реального, фондовые активы будут дорожать. Понятно, что в момент шоковых потрясений они упадут сильнее — падение в два раза абсолютно не исключено».
«Акции и облигации — это все-таки для профессиональных участников рынка, — предупредил Игорь Николаев. — Человеку со стороны надеяться, что он прикупит акции, и они быстро вырастут в цене — сложно».
В последнее время появился еще один способ вложений — что называется, «не для слабонервных». «Кто более рискованный — тот криптовалюту покупает, — заметил Владислав Жуковский, — понимая, что глобальная финансовая система находится в таком перегретом состоянии, и объемы печатания денег уже абсолютно неадекватные, инфляция в США рекордная за сорок лет, а темпы ее роста рекордные с 1950 года. И вот, кто-то спасается, покупая некие заменители традиционных классических денег. Для большинства же — просто покупка валюты, у кого денег побольше — недвижимость, драгоценности».
Леонид Смирнов