Более 13 лет минуло с тех пор, как дипломатические отношения между Грузией и Россией были разорваны после августовской войны 2008 года, в результате которой Москва признала независимость отколовшихся от Сакартвело Абхазии и Южной Осетии. Отношения Москвы и Тбилиси и до этого периодически сильно обострялись, хотя до такой большой «ссоры» дело не доходило.
В 2012 году, с приходом к власти партии «Грузинская мечта» олигарха Бидзины Иванишвили, Москва и Тбилиси назначили своих спецпредставителей по урегулированию отношений между двумя странами. Торговля, безвизовый туризм (правда, односторонний — россиян в Грузию), транспортное сообщение, культурные контакты, гуманитарная сфера оживились, но в политическом плане все глухо. И этому есть свои объяснения, принимает их кто-то или нет.
Случись сейчас невероятное, то есть восстановление дипотношений, нынешняя власть Грузии будет мгновенно сметена как «предательская и капитулянтская», поскольку не только она, но и весь оппозиционный спектр постоянно твердят о невозможности возврата к прежнему до тех пор, пока Москва не отзовет признания независимости Абхазии и Южной Осетии. А она этого не сделает хотя бы потому, что обе эти территории стали буферной зоной между Грузией, поддерживающей тесные отношения с НАТО и стремящейся вступить в него, и РФ. Сразу после войны 08.08.08. на территориях Абхазии и Южной Осетии Москва дислоцировала свои военные базы.
Собственно, августовские события 2008 года были во многом вызваны грядущим в ту пору саммитом НАТО, на котором Грузия имела большие шансы получить План действий по членству в Североатлантическом альянсе (ПДЧ), чего категорически не желала Россия. И четырехдневная война, а вслед за ней — признание независимости Абхазии и Южной Осетии с вытекающими отсюда последствиями, свела эти шансы на нет.
В преддверии очередного саммита НАТО, Россия снова обеспокоилась и даже пошла на открытую угрозу Грузии и Украине. Вероятно, ей не понравился привкус «Рижского бальзама», пролитого на Тбилиси и Киев — в столице Латвии состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств стран НАТО, в которой приняли участие и руководители МИД двух дружественных Альянсу стран. На министериале обсудили, в том числе, возможность введения экономических санкций и политических мер против России в случае ее предполагаемой агрессии в отношении соседей. Правда, ключевой темой, в этом контексте, была украинская.
Как сказал генсек Йенс Столтенберг, Грузия и Украина являются давними и близкими партнерами НАТО, и вопрос дальнейшего сближения зависит только от них. Но генсек сильно лукавит, поскольку против вступления этих двух стран настроены многие члены альянса. Между тем блок подтвердил свою приверженность политике «открытых дверей» и, как сказал Столтенберг, НАТО «непоколебим» в вопросе поддержки суверенитета и территориальной целостности Грузии и Украины. Он также заявил, что альянс «расширяет возможности для усиления их защиты, … мы обеспечиваем военно-морскую поддержку и обмениваемся информацией».
Думается, это не вполне то, чего хочет Грузия или делает вид, что хочет: провозглашенной ею целью является вступление в НАТО, а не топтание у его порога. Но не опасно ли членство в альянсе для Сакартвело? Ответ однозначно утвердительный. Министр иностранных дел страны Давид Залкалиани считает, что сам факт участия его страны в Рижском министериале является наглядным подтверждением огромной важности сотрудничества НАТО-Грузия и «хороших перспектив по членству».
«Во-первых, — сказал он, — министры говорили о безопасности Черного моря и большом вкладе, который в нее вносят Грузия и Украина». Вторым важным моментом он назвал переговоры о следующем саммите НАТО в Мадриде в 2022 году: «Мы обсудили обновленную стратегическую концепцию… Наше участие в разработке новой стратегии НАТО указывает на то, что … в ней будет сделан важный акцент на продолжении политики открытых дверей».
А теперь посмотрим, что сказал шеф российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров на пленарной сессии заседания совета глав МИД стран ОБСЕ в Стокгольме: решение бухарестского саммита, в соответствии с которым Грузия и Украина станут членами НАТО, квалифицируется министром как «мина, заложенная в основу конструкции европейской безопасности».
Он напомнил, а, можно сказать, пригрозил: «Однажды в августе 2008 года уже рвануло, когда Саакашвили, находившийся в эйфории от НАТО-перспективы, отважился на авантюру, которая обернулась тяжелейшими последствиями для самой Грузии и подвела ситуацию в сфере безопасности к опасной черте». По его словам, те, кто заученно повторяют бухарестские тезисы и говорят, что в вопросе расширения НАТО третьи страны не имеют права выражать свою позицию — «эти люди играют с огнем». В общем, Россия вновь озвучила «категорическую неприемлемость» развертывания сил НАТО в непосредственной близости от объектов, стратегически важных для ее безопасности.
Позиция России по взаимоотношениям Грузия-НАТО определенно угрожающая, что не может способствовать, как и отсутствие дипотношений, политическим переговорам Москвы и Тбилиси для начала процесса сближения.
Тем не менее, Россия устами своего спецпредставителя по урегулированию с Грузией, главы международного комитета Совета Федерации Григория Карасина выразила надежду на то, что прошедшие недавно в Сакартвело выборы в органы местного самоуправления «будут способствовать нормализации внутриполитической ситуации в стране, прекращению антироссийских проявлений и созданию условий для возобновления процесса нормализации росийско-грузинских отношений».
Российская сторона также обратила внимание на, по ее мнению, открывающиеся для Грузии возможности в контексте разблокирования транспортных коммуникаций и экономических связей в Закавказье, и инициированное президентами Азербайджана и Турции создание регионального консультативного формата 3+3. Имеется в виду участие в нем Азербайджана, Армении, Грузии плюс России Ирана и Турции. Грузия сразу же ответила, что не рассматривает своего участия в этой «компании».
Вместе с тем категорического отказа от двусторонней встречи официальных лиц Грузии и России (вероятно, подразумевается высшее руководство двух стран) из Тбилиси не прозвучало. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что «такой прямой контакт должен быть хорошо организован, продуман и подготовлен; он должен быть ориентирован на результат, а не на встречу ради встречи». Получается, что обе стороны как бы «за», но о «хорошей организации» они говорят не первый год и все никак не сподобятся ею заняться. «У нас нет политического прогресса в отношениях с Россией», — констатировал грузинский премьер.
По странному «стечению обстоятельств» политического прогресса у Грузии нет и с Евросоюзом, в который она мечтает вступить, хоть власти усиленно делают вид, будто в отношениях с ЕС дела обстоят замечательно. Несмотря на наличие Ассоциированного соглашения с Евросоюзом, последний, впрочем, как и США, постоянно озвучивает недовольство решениями и действиями властей Грузии — будь то судебная реформа, избирательное законодательство или история вокруг ареста в Тбилиси экс-президента Михаила Саакашвили. Бывает, что власти Грузии слегка огрызаются, но за «неповиновение» страна лишилась кредита ЕС на сумму 75 млн евро. Впрочем, по этому вопросу есть «разночтения»: власти утверждают, что в связи с текущей финансовой ситуацией они сами отказались занимать деньги у ЕС.
И тут практически сразу же стало известно, что Азиатский банк развития одобрил выделение Грузии кредита на $100 млн на поддержку энергетического сектора страны.
Но Евросоюз не отказывается от Грузии вовсе — на днях премьера Гарибашвили и его коллег из Украины и Молдавии принял президент Европейского совета Шарль Мишель. В Тбилиси эту встречу расценили как «большой шаг на пути дальнейшего углубления отношений» с ЕС. Заметим, что на 15 декабря запланирован саммит «Восточного партнерства», членом которого является Грузия, которая, по официальной информации, рассчитывает на открытие для нее «новых возможностей». Сообщается также, что Гарибашвили «заострил внимание на амбициозном плане правительства Грузии, который предусматривает подачу официальной заявки на полноправное членство в Евросоюзе в 2024 году». Хотя уже заранее можно сказать, что вступления в Евросоюз Грузии придется ждать дольше, чем в НАТО.
Вообще, интересно получается: Грузия стремится в ЕС и НАТО, которые, мягко говоря, не желают заполучить ее в качестве постоянного члена, но на фоне тупиковых, как признает сама власть, отношений с РФ, успешно с ней торгует и приветствует развитие российского туризма в свою страну. Россия стабильно занимает второе место в десятке крупнейших внешнеторговых партнеров Грузии и является лидером по импорту из нее вин, другой алкогольной продукции, минеральных вод, фруктов и т. д.
C начала 2021-го товарооборот между двумя странами возрос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти на 22% и составил около $1,3 млрд. При этом экспорт из Грузии в Россию увеличился на 37,2%, а российской продукции в Грузию — на 14,3%. Карасин и его грузинский коллега Зураб Абашидзе довольны таким прогрессом.
Заметим, если бы не пандемия коронавируса, до которой наибольшее количество туристов в Грузии приходилось на граждан РФ, спецпредставители отметили бы «прогресс» и в этой сфере. Но даже в пандемию, а также в условиях отсутствия прямого авиасообщения между двумя странами (прекращено летом 2019 года после «ночи Гаврилова» по инициативе Москвы), россияне в Грузию едут, и по количеству визитеров, в зависимости от времени года, делят первое и второе место с приезжими из Турции.
Кстати, по объемам денежных переводов посредством банковских электронных систем много лет тоже лидирует Россия. На текущий момент подведены итоги за 9 месяцев в соответствии с которыми объем переводов из РФ вырос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 17,5% и составил 301,1 млн в валюте США.
Словом, ситуация в отношениях Грузии и России сложилась, как видим, странная и даже парадоксальная: они активно торгуют, российский бизнес в Сакартвело цветет; работающие в РФ мигранты, друзья и родня грузин присылают деньги; российским туристам Сакартвело люба. А политика портит все, что еще можно испортить.
И касается это не только отношений между Россией и Грузией, сильно подпорченных не только политиками двух стран (конфронтация длится уже не один десяток лет), но и фактором НАТО — в большей степени, чем Евросоюза. Ни альянс, ни ЕС, ни РФ по большому счету не берут в расчет государственные интересы Грузии, которой и самой уже трудно определиться, как ей выживать, сохранив ровные отношения с этой «могучей тройкой», каждая из которой преследует в Сакартвело свои собственные интересы.