Posted 26 ноября 2021, 16:19
Published 26 ноября 2021, 16:19
Modified 30 ноября, 07:04
Updated 30 ноября, 07:04
Правительственные законопроекты о QR-кодах обсудили в пятницу на слушаниях в Общественной палате РФ. По сути, это первая широкая публичная дискуссия по вопросу, который расколол российское общество на сторонников и ярых противников вакцинации против коронавируса. Сами законопроекты сейчас находятся на рассмотрении в регионах, многие из которых уже подготовили свои положительные отзывы. Затем их ожидает обсуждение в Национальной медицинской палате, после чего к процессу активно подключится Госдума, которая готовится вынести проекты на рассмотрение депутатов в первом чтении 16 декабря.
Недовольство будущими законами среди граждан уже сравнили по негативному эффекту с монетизацией льгот и повышением пенсионного возраста. Тем не менее, ясно, что они будут приняты и вступят в силу к 1 февраля. Единственное, о чем власти готовы договариваться с населением, — это корректировка механизма действия новых норм.
Возможные направления будущих «послаблений» очертил на слушаниях председатель комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов. Так, он предложил доработать вопрос о выдаче QR-кодов на основании результатов анализа на антитела к коронавирусу в случае отсутствия у гражданина справки о вакцинации, подтверждения факта выздоровления или медотвода. «Также надо учитывать, что электронный документ (куар-код) доступен не всем, то есть стоит разрешить и бумажные документы, чтобы любые бабушка и дедушка всегда имели их на руках», — заметил Воронцов.
Другие представители Общественной палаты также предложили разрешить пассажирам на транспорте предъявлять в экстренных ситуациях (похороны родственников, тяжелая болезнь и т. д.) вместо вышеуказанных документов ПЦР-тест. Помимо этого, должен быть решен технический вопрос обеспечения QR-кодами жителей на селе и в отдаленных труднодоступных местностях, а также маломобильных групп граждан. Наконец, на слушаниях предложили объявить «амнистию» для обладателей фальшивых прививочных сертификатов с тем, чтобы у них была возможность сделать «правильный укол».
Саму же необходимость введения в России QR-кодов большинство участников слушаний сомнению не подвергали. Напротив, они постоянно ссылались на зарубежный опыт, в частности стран Западной Европы, во многих из которых уже фактически введены локдауны для непривитых при том, что уровень вакцинации населения давно перевалил там как минимум за 60%.
«Я был недавно в Швейцарии — людям нравятся куар-коды», — рассказал член Общественной палаты и глава Российского Красного креста Павел Савчук. А секретарь Общественной палаты Лидия Михеева и вовсе заявила, что QR-коды — это не про «ограничения, а про преференции для вакцинированных, то есть для тех, кто предпринял действия по защите себя и окружающих от страшной болезни и хотел бы вернуться к спокойной жизни».
Попытки противодействовать принятию законов о QR-кодах Михеева назвала во многом результатом «спекуляций в общественном поле и манипуляции массовым сознанием». «Мы сами зафиксировали подозрительную активность пользователей на нашем сервере — вчера нам поступило почти 40 тысяч обращений, хотя в среднем за год поступает всего около 16 тысяч. При этом наша IT-служба утверждает, что только 46% обращений поступило с уникальных IP-адресов, остальные — это хакерские атаки», — сказала Михеева.
В ответ член Общественной палаты Екатерина Мизулина назвала ошибочным мнение о том, что за противниками QR-кодов скрываются якобы «одни сплошные боты, „иностранные агенты“, хейтеры и антиваксеры». «Не надо думать, что это сторонники Навального или какие-то иностранные провокаторы, наоборот, это консерваторы, патриоты, поверившие нашему государству. Но сейчас их обижают и ставят знак равенства между противниками вакцинации и куар-кодов», — сказала Мизулина. После чего призвала Госдуму снять законопроекты с рассмотрения, так как, по ее словам, вокруг них складывается «взрывоопасная ситуация», которая грозит «дестабилизацией и может подтолкнуть людей к выходу на улицы».
Главный аргумент против введения QR-кодов заключается в том, что они нарушают базовые конституционные права и свободы граждан, указала на слушаниях член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права при Совете Федерации Анна Швабауэр. «Вакцинация у нас вроде как добровольная, но по факту добровольно-принудительная, при том что вакцинированные также могут болеть и заражать окружающих, а сами вакцины не прошли всех фаз клинических испытаний. Нет научных данных о необходимом уровне антител, но есть факты смерти после вакцинации и вообще вся эта система куар-кодов порождает сегрегацию общества, а не дает, как вы говорите, преференции вакцинированным. Непривитые лишаются базовых прав!» — заявила эксперт. К таковым она отнесла ограничение права на свободное передвижение, на труд без дискриминации, на образование, обращение в органы власти, доступ к судебной защите и т. д.
Противники законов о QR-кодах утверждали, что поскольку у россиян есть законное право на отказ от вакцинации, то введение куар-кодов станет мерой принуждения сделать прививку. «Услышьте уже тысячи людей!» — призывала член Общественной палаты, актриса и соучредитель фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть!» Ксения Алферова. Она рассказала про случай в Казани, где бабушка не смогла купить хлеб в магазине, потому что от нее потребовали предъявить куар-код. «Бабушка покинула магазин со слезами на глазах и сказала: «Я лучше умру», — отметила Алферова.
Однако предполагается, что после принятия законов без куар-кодов все же будут пускать в супермаркеты и магазины товаров первой необходимости, а также в больницы для посещения врачей и на прогулку в парк. По крайней мере, именно так происходит в «прогрессивной Европе», взятой в России за образец борьбы с пандемией. Присутствовавшие же на заседании врачи из «красной зоны» заявили, что поддерживают как вакцинацию, так и куар-коды. «Все недоверие — это глупость и по большей части недостоверная информация из интернета», — убежден московский врач Алексей Горбунов. А его коллега из Нижнего Новгорода добавил, что «как минимум субтотальная вакцинация — это единственное, что позволит нам победить пандемию». «Если нужно вводить куар-коды — значит нужно их вводить. Мы за вакцинацию», — сказал врач.
Другое дело, что коронавирус постоянно мутирует и против него нет стопроцентно эффективных вакцин, а это значит, что и куар-коды в случае их введения останутся с нами в лучшем случае надолго, если не навсегда.
Елена Земскова