Posted 23 ноября 2021, 14:23
Published 23 ноября 2021, 14:23
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), который недавно состоялся в Стамбуле, оказался примечателен сразу в нескольких смыслах. Стоит напомнить, что из пяти членов ССТГ четыре — Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан — являются бывшими республиками Советского Союза. Из двух стран-наблюдателей — Венгрии и Туркмении — последняя также 30 лет назад была одной из советских республик.
На саммите были приняты решения, которые символическими могут показаться лишь на первый взгляд. Во-первых, ССТГ был переименован в Организацию тюркских государств (ОТГ). Во-вторых, объявлено о формировании «Механизма гражданской обороны» стран ОТГ. По мнению некоторых экспертов, это прямой шаг в направлении создания единой армии тюркского мира под главенством Турции и ее амбициозного президента Реджепа Эрдогана.
Между тем, очевидно, что Анкара, являющаяся локомотивом идеи этого этногеографического, культурного, экономического, политического и военного объединения, неизбежно столкнется на этом пути с интересами России и Китая. Собственно, в Кремле уже сочли необходимым напомнить Эрдогану, что центр тюркского мира находится не в Турции а на российском Алтае.
Об истоках и перспективах глобального проекта, который реализует Турция, обозреватель «Росбалта» поговорил со старшим научным сотрудником ИМЭМО РАН Виктором Надеиным-Раевским.
— Как вы оцениваете перспективы построения пресловутого «Великого Турана» на фоне последних усилий Турции по сплочению вокруг себя тюркоязычных государств?
— Собственно, идея эта давняя, идущая из XIX века. Тогда в этот самый «Туран» были включены не только тюркские народы, которые вместе с монголами и маньчжурами относятся к алтайской языковой семье, но и угро-финские, входящие в состав уральской языковой семьи. Среди последних — финны, эстонцы, венгры, мордва, марийцы, коми и ряд других народностей. Так возникла идея создания «Великого Турана» — империи от Атлантики до Тихого океана.
С этим проектом было связано много надежд. Они привели Османскую империю ко вступлению в Первую мировую войну. Германия тогда обещала туркам поддержку в экспансии на российский восток. Закончилось это геноцидом турецких армян, греков, ассирийцев и езидов. После поражения Османской империи в Первой мировой основатель современной Турции Кемаль Ататюрк формально отказался от идеи «Великого Турана», но пантюркизм у себя пригрел.
Затем пантюркизм приобрел более мягкие формы. После развала СССР турецкий общественный и религиозный деятель Фетхуллах Гюлен основал десятки своих лицеев и университетов на территории всех новых тюркских государств бывшего Советского Союза и регионов России с тюркским населением — Татарстана, Башкирии и других.
— Насколько важным был недавний саммит глав тюркоязычных государств «Видение Тюркского мира-2040», который прошел в Турции? Что принципиального для их интеграции на нем произошло?
— Они идут вперед своим курсом достаточно быстро. Процесс развивается почти двадцать лет и успехи у них уже есть. Разгром Армении Азербайджаном и Турцией в ноябре 2020 года, например.
— Согласны вы с тем, что, как утверждают некоторые ваши коллеги, организация «Механизма гражданской обороны» ОТГ — это «прямой шаг в направлении создания армии Турана»?
— Естественно! Они же объединены с силовыми министерствами. У них уже есть общая координирующая структура. Создается объединенный блок силовых структур, общий для всех этих государств. Но, по большому счету, идея бредовая. Придется ведь властью делиться и деньгами. А может быть и собственной жизнью — на Востоке так обычно бывает… Но на это не каждая элита готова. Поэтому есть, конечно, здесь свои сложности.
Казахстанскому Елбасы (нацлидеру) Нурсултану Назарбаеву эта идея не понравилась. Но сейчас все равно муссируются предложения о создании «тюркского НАТО». Без турецкой помощи Баку, например, не смог бы так разобраться с армянской армией, как это произошло год назад в войне за Карабах. В азербайджанской армии начальник генштаба был турок, авиацией Азербайджана также командовал турецкий офицер, плюс было 200 турецких офицеров во всех подразделениях азербайджанских войск.
— Возможен ли такой тесный политический и военный союз Турции с бывшими советскими республиками с преобладающим тюркоязычным населением — Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Туркменистаном, наподобие того, что на наших глазах установился у Анкары с Баку?
— Со среднеазиатскими странами намного сложнее, потому что многие из них более самостоятельны в своей политике. Например, Туркмения и Узбекистан выступают лишь наблюдателями в ОТГ.
— Сейчас у Турции и Китая вроде бы хорошие отношения. Но как в Пекине будут относиться к пантюркистским устремлениям Эрдогана? И готовы ли в Анкаре закрыть глаза на проблему Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, где большинство населения составляют тюрки — уйгуры, казахи, киргизы?
— Китай относится к консолидации тюркского мира категорически отрицательно. Официальный Пекин уже неоднократно возмущался тем, что Турция лезет не в свои дела. Анкара ведь претендует на то, что она выступает защитницей интересов всех тюрок: и крымских татар, и жителей Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и так далее. Например, турки возмущались судьбой ногайских татар, которые живут и в Крыму, и на Северном Кавказе, требовали создания для них автономии. Но сейчас это ведь возможно только за счет других народов.
Тем не менее, Турция лезет всюду, выставляет себя защитницей всех тюркских народов. Это специфика поведения турок вообще и Эрдогана в частности.
Беседовал Александр Желенин