Posted 19 ноября 2021, 16:04
Published 19 ноября 2021, 16:04
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Минюст самолично определяет, кого внести в список иноагентов. Чаще всего ведомство даже не объясняет причины такого решения. Новый статус обрушивается на своего обладателя как снег на голову. Дальше издание ждет череда тщетных попыток выяснить, где же оно оступилось, и суд. А пока длится разбирательство, СМИ теряет рекламные контракты, гранты и ньюс-мейкеров, которые отказываются от комментариев изданию с такой «маркировкой».
«Сама идея принятия закона об иноагентах является зеркальной по отношению к существующему законодательству в других странах, где российские СМИ в числе прочих также признают иноагентами и ограничивают возможности для работы. Другое дело, что сейчас в России механизм присвоения этого статуса, с нашей точки зрения, излишне упрощенный. Только Минюст самолично определяет, кому приклеить ярлык иноагента, кому — нет. Одиозный случай с замечательным информагентством „Росбалт“ (учредитель агентства АО „РС-Балт“ внесено в „Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента“ — ред.) — тому свидетельство», — заявил председатель партии «Справедливая Россия — за правду» Сергей Миронов на расширенном заседании Комиссии Палаты депутатов СРЗП по корректировке законодательной базы в отношении иноагентов.
Как подчеркнул Миронов, на сегодняшний день в «черном списке» Минюста 95 СМИ и журналистов — иностранных агентов, и «Росбалт» в их числе. Несмотря на то, что решение о внесении юрлица «Росбалта» в реестр иноагентов было принято больше месяца назад, 15 октября, юристам до сих пор не удается выяснить причину. Из Минюста и Росфинмониторинга поступили ответы, больше похожие на отписки, из них невозможно даже примерно понять, за что агентство «наградили» этим статусом.
Несовершенство законодательства о СМИ-иноагентах видят уже все, включая президента России. В среду, 17 ноября, депутаты СРЗП внесли в Госдуму первые поправки, которые касаются статьи 6 закона о СМИ.
По словам Миронова, сейчас Минюсту не важно, о какой сумме идет речь — 100 рублей или 1 млн рублей. Не важно, из какой страны поступили деньги — из США, Белоруссии или Казахстана. «Минюст получает сигнал о том, что СМИ поступил денежный перевод на любую сумму из-за рубежа, и все — он уже может присвоить изданию статус иностранного агента», — отметил председатель СРЗП. Однако, по мнению парламентариев, сначала ведомство должно вынести СМИ предупреждение. «Суть нашего предложения в том, чтобы Минюст, установив факт однократного перечисления денег из другой страны, вынес предупреждение изданию. Сейчас, даже если это ошибочный или мизерный платеж, норма закона не позволяет СМИ объясниться, исправить нарушение, а Минюсту дает возможность присвоить статус иноагента», — отметил Миронов.
Также, по мнению парламентариев, важно определиться с суммой, которую можно считать «финансированием». По словам Миронова, она должна быть «значительной». «Значительность финансирования должен определить Минюст, но мы все же рассчитываем на здравый смысл, чтобы речь шла действительно о финансировании, а не о платеже ради того, чтобы поставить галочку», — подчеркнул он.
И только в том случае, если сумма значительная и СМИ продолжает получать иностранное финансирование даже после того, как Минюст вынес предупреждение, можно поднимать вопрос о статусе иноагента. Но решать его должен не Минюст, а суд, считают в СРЗП. «Главная новелла наших поправок: только суд может признать СМИ иностранным агентом. И у редакции в суде будет возможность защитить свою позицию, опровергнуть представленные факты, доказать, что нет никаких оснований считать издание иностранным агентом», — подчеркнул Миронов.
По его словам, Союз журналистов России уже поддержал внесенные партией поправки. «Кроме того, насколько мне известно, он совместно с СПЧ вносит сейчас в Госдуму свой вариант законопроекта об иностранных агентах. Как только он поступит в Госдуму, мы с удовольствием с ним ознакомимся. Я рассчитываю на то, что либо наш законопроект, либо проект Союза журналистов России и Совета по правам человека при президенте РФ будет принят в первом чтении. Даже для апологетов жесткой позиции сейчас очевидно, что ограничения, которые накладывает действующая версия закона, в нормальном режиме не работают», — отметил Миронов. По его словам, когда один из проектов будет принят в первом чтении, начнется более детальная проработка его положений ко второму.
«Нужно двигаться дальше и уточнять положения законодательства об иноагентах. Мы только начали этот путь. Он длинный, но необходимый. Я вам даже больше скажу: наша деятельность по деофшоризации экономики, по приведению корпораций к российской прописке — тоже часть большого пути. Не будем показывать пальцем на корпорацию, которая зарегистрирована в офшоре. Если она завтра поддержит какое-то значимое средство массовой информации, включая государственное, это может принести СМИ статус иностранного агента. Да у нас все торговые сети в офшорах зарегистрированы. Получается, если вдруг они помогают нашим СМИ, что, их сразу признавать иностранными агентами? По действующему закону — да», — отметил депутат Госдумы от СРЗП, один из авторов поправок в законодательство о СМИ-иноагентах Николай Новичков.
По словам парламентария, внесенные в Госдуму поправки в закон о СМИ, которые уточняют понятие и присвоение статуса иностранного агента, — один из кирпичиков огромной стены по защите прав наших граждан. «Закон уточняет полномочия органов власти. У нас есть законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Исполнительная власть должна исполнять. То есть — не придумывать, не изобретать, не ставить себе задачи, не судить и не определять правила игры, а исполнять решения законодательной власти. Можно поискать аналогии в других сферах. Например, у нас очень четкое, может, иногда даже жесткое регулирование деятельности политических партий, но ни Минюст, ни ЦИК не могут ликвидировать политическую партию. Это решить может только суд», — отметил Новичков. Точно так же только суд, по мнению депутата, должен принимать решение о включении СМИ в список иноагентов.
«Возможно, этот излишний исполнительский зуд, который присущ нашей исполнительной власти и силовым структурам, иногда нужно поправлять, напоминать коллегам, что на страже общества стоят парламент и суд, а исполнительная власть исполняет принятые решения», — высказал мнение о текущей ситуации Новичков.
По мнению депутата, в ситуации, когда суд становится второй инстанцией после исполнительной власти, он редко принимает на себя ответственность за ее решения. «Законопроект как раз должен убрать исполнительную власть из принятия решений. Суд становится единственной инстанцией по принятию решения, этот вопрос становится его полномочием. Тем самым мы статус суда повышаем. С точки зрения правоприменительной практики судья становится главным», — отметил депутат. В таком случае, возможно, ситуация по признанию СМИ иноагентом станет другой, рассчитывают в СРЗП.
«Часто Госдума принимает рамочные законы, а нюансы, очень важные нюансы, мы отдаем на откуп правительству, которое должно готовить ведомственные и подведомственные акты. Это является главной недоработкой многих законов. Но эти нюансы можно прописать в законе, чтобы ни правительство, ни суд не могли потом их толковать по-своему. Законодательство об иноагентах как раз тот случай, когда стоит это сделать», — считает депутат Госдумы, первый заместитель руководителя фракции СРЗП, один из авторов поправок в законодательство об иноагентах Олег Нилов. По словам парламентария, нужно конкретизировать критерии, по котором журналистов и издания относят к иностранным агентам. Для начала стоит определить, поступления от какой суммы считать «иностранным финансированием», а дальше углубляться в детали и разбираться с контентом.
Но так или иначе любую метку физическому или юридическому лицу можно присваивать только в судебном порядке, в противном случае можно далеко зайти, подчеркнул Нилов. «У меня бы, к примеру, тоже могло возникнуть предложение присваивать отдельным нашим программам, даже на государственных федеральных каналах, метку „программа с низкой социальной ответственностью“. Ну и что, в таком случае мы весь экран заполоним этими метками?», — отметил парламентарий.
Также в СРЗП предложили ввести должность уполномоченного по правам журналистов. «У нас есть уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей. Все это — государственные должности. Если так жестко стоит вопрос о защите прав журналистов, давайте введем должность уполномоченного по защите прав журналистов», — заявил Новичков, оговорившись, что это следует сделать в случае, если такая необходимость будет поддержана профессиональным журналистским сообществом.
«Если вы считаете, что настало время введения такой позиции, давайте выступим с законодательной инициативой. Чтобы человек своим именем отвечал за то, чтобы журналистов не обижали на всем пространстве — от Владивостока до Калининграда», — отметил депутат.
Анна Семенец