Posted 18 ноября 2021, 15:47
Published 18 ноября 2021, 15:47
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Депутаты Госдумы приняли в четверг постановление об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2022−2024 годы. Из базового сценария Центробанка следует, что по итогам текущего года ВВП России подрастет на 4-4,5%, но в дальнейшем не выйдет за пределы диапазона роста в 2−3%. Эти показатели гораздо ниже темпов экономического роста, которые запланировали в развитых странах.
Однако, представляя документ в Госдуме, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина не скрывала, что на данный момент ее гораздо больше заботит борьба с ростом цен. «Сейчас инфляция в два раза выше нашей цели, а продовольственная уже двузначная», — заметила она, пояснив, что пандемия смешала все карты и инфляционные ожидания среди населения откатились на уровень пятилетней давности. «Попытка закупиться на будущее еще больше разгоняет инфляцию. Особенно сильно растут цены на еду, на что также повлиял плохой урожай и рост цен на продовольствие во всем мире», — сказала Набиуллина.
Если «упустить» инфляцию, пострадают наименее обеспеченные группы населения, добавила глава Центробанка. Там ожидают, что рост цен начнет постепенно замедляться по мере исчерпания влияния «временных факторов» и вследствие принятых решений по корректировке денежно-кредитной политики, купирующих вторичные эффекты инфляционных ожиданий. В итоге уже к концу текущего года инфляция в России должна снизиться до 5,7−6,2%, а в 2022 году до 4-4,5%.
Из-за сложившейся ситуации Центробанк повысил ключевую ставку, чем, по мнению несогласных с такой политикой депутатов, поставил под вопрос дальнейший экономический рост в России. «В среднем за год (в 2022 году) ключевая ставка будет находиться в диапазоне 7,3 — 8,3% — это сравнительно высокий уровень, но он необходим, чтобы вернуть инфляцию к цели», — заверила Набиуллина.
Глава ЦБ убеждена, что переход к жестокой денежно-кредитной политике оправдан. «Постпандемийное восстановление экономики почти так же коварно, как выздоровление человека после COVID-19», — сказала Набиуллина. По ее словам, в обоих случаях, худшее уже позади, но сохраняется реальная угроза здоровью. «И для нашей экономики такой тревожный симптом — ускорившаяся инфляция», — подчеркнула Набиуллина.
«То есть все банки мира проводят сейчас мягкую кредитную политику и уже более десяти лет не трогают процентные ставки (по кредитам), держа их на низком уровне, а у вас есть ФНБ, огромные золотовалютные резервы в 600 млрд долларов, а вы не только поднимаете ставки в четвертый раз за двенадцать лет, но еще и держите на необоснованно низком уровне курс рубля и тем самым способствуете сверхобогащению», — высказал упреки Набиуллиной коммунист Николай Коломейцев.
Его коллега по фракции КПРФ Вадим Кумин также заявил, что Центробанк должен использовать другие инструменты в борьбе с инфляцией, не ограничиваясь только корректировкой ключевой ставки. К таким инструментам он отнес борьбу с монополизмом торговых сетей, изменение валютной политики, а также призвал «надавить» на банки, чтобы они вкладывали свои огромные прибыли в российскую экономику, а не выводили деньги за рубеж. «Внешнего капитала теперь у нас не будет, придется рассчитывать только на внутренние силы», — пришел к выводу Кумин.
С резкой критикой в адрес Центробанка обрушились и в «Справедливой России». «Вам уже прямым текстом говорят — причина инфляции в монополизации экономики и неправильной налоговой политике правительства. У вас не получается сдерживать инфляцию? Может, вам полномочия какие-то дать? Что вам еще нужно, чтобы побороть инфляцию, а не имитировать эту борьбу? Ведь, повышая ключевую ставку, вы эту инфляцию разгоняете еще дальше», — негодовал «эсэр» Валерий Гартунг.
При этом во фракции «Новые люди» предпочли встать на защиту ЦБ. «Предъявлять рост инфляции правительству и Центробанку… ну, это, наверное, надо поучиться чуть-чуть экономике, а потом уже здесь наезжать… это какой-то детский сад», — высказался лидер новой фракции Алексей Нечаев. После чего предупредил, что в скором времени нынешний официальный уровень инфляции в 8% «нам всем может показаться большим праздником».
Елена Земскова