Posted 18 ноября 2021, 13:20
Published 18 ноября 2021, 13:20
Modified 30 ноября, 07:02
Updated 30 ноября, 07:02
Руководство Казахстана твердит о том, что межнациональное согласие является одним из основных достижений республики, хотя уверения в «дружбе народов» здесь, кажется, несколько преувеличены, и столкновения на национальной почве приняли регулярный характер. Правительство не признает наличие этнических конфликтов и списывает их на «бытовые проблемы», на «провокаторов», еще на кого-то или что-то, и корень зла именно в этом. Но поступи оно иначе, пришлось бы расшифровывать, почему такое понятие как межэтническое согласие стало мифом, пропагандистским штампом. И тогда большая часть вины за это легла бы на власти. А они этого не хотят.
Не успел затихнуть скандал вокруг блогера Куата Ахметова, организовавшего устрашающие «языковые патрули» в Казахстане с принуждением русскоговорящих извиняться на камеру за то, что они изъясняются на «великом и могучем» и едва ли не клясться, что такое «безобразие» больше не повторится, как дело националиста продолжил его последователь, призывающий записывать аналогичные видеоролики. В общем ситуация вокруг русскоговорящих понятна, но актуализировалась и другая проблема — с уйгурами.
В принципе, наличие «некоторой неприязни» к этому народу, численность которого в Казахстане по состоянию на начало прошлого года составляла почти 275 тысяч человек, то есть около 1,5% населения страны, новостью не является, и стычки с уйгурами у этнических казахов уже были. Но недавний конфликт, произошедший в конце октября, в поселке Пиджим Алматинской области, где проживает около 5 тыс. уйгуров, стал самым масштабным. Он начался с драки между двумя старшеклассниками, а продолжился массовыми столкновениями между этническими казахами и уйгурами, битьем стекол домов, машин, снесением заборов и прочими противоправными действиями. Уголовные дела возбуждены по статьям «Хулиганство» и «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». О беспорядках на этнической почве — ни слова.
По сравнению с тем, что произошло в прошлом году в Кордайском районе Жамбылской области, это, можно сказать, ерунда — тогда массово схлестнулись казахское большинство и дунганское меньшинство. По официальным данным, в погромах и грабежах приняли участие около тысячи человек, 11 погибли, 185 получили увечья разной степени тяжести. Количество сожженных жилых домов, коммерческих объектов и транспортных средств перевалило за сотню, а порядка 20 тыс. дунган бежали в Киргизию. Приблизительно в это же время произошли столкновения между казахами и узбеками; ранее — казахами и таджиками (их дома сожгли); с чеченцами (5 человек погибли). К сожалению, и это не все.
Заметим, что в случае с Ахметовым на него было заведено уголовное дело о разжигании национальной розни и, по данным казахстанских СМИ, он уехал из страны. Вероятно, отнести «языковые рейды» к разряду «бытовых» на сей раз не получилось потому, что они вызвали огромный резонанс, и Москве пришлось отреагировать на них соответствующим заявлением. Но, повторимся, власти Казахстана стараются всячески пристегнуть межнациональные столкновения к так называемой «бытовухе». Либо обвинить «провокаторов».
Замалчивание наличия межнациональных конфликтов только загоняет проблему вглубь. А ведь она имеет причины, которые, при наличии политической воли, можно устранить четким и выверенным государственным управлением на разных уровнях. Этнический национализм должен быть уголовно наказуемым, но почему он цветет в такой многонациональной стране как Казахстан?
В числе причин, усугубляющих проблему, видится провозглашенная в свое время концепция «государствообразующей нации», то есть этнических казахов, являющихся «стержнем и надежной опорой народа Казахстана». Можно так сказать, что именно она является главенствующей в стране, и народы, населяющие Казахстан, вовсе не равны.
По сути, с такой идеологией власти не борются, и не заморачивают головы этнических казахов тем, что чувство национального превосходства опасно — оно постепенно перерождается в национализм, к которому наиболее восприимчиво неоперившееся молодое поколение. Впрочем, это не сугубо казахский «феномен» — он характерен и для многих других стран. И как результат — исход из них, в основном, трудоспособного населения.
На развитие националистических настроений в Казахстане влияет и социально-экономическая ситуация, состояние рынка труда — особенно на периферии, в местах компактного проживания национальных меньшинств. Последние преимущественно заняты в сельском хозяйстве, и у представителей титульной нации вызывает раздражение то, что нацмены владеют казахской землей, производят продукцию и, соответственно, зарабатывают на этом. В массовом сознании националистически настроенных групп — зарабатывают на казахах.
Словом, если говорить о власти, она в Казахстане больше привержена проведению «пронациональной», а не интернациональной политики. В противном случае межэтнические столкновения не происходили бы в разных районах республики столь часто. К этому стоит добавить необходимость повышения, помимо идеологического уровня, и уровня образования — причем не только в районах компактного проживания нацменьшинств, но и повсеместно.
Но «межэтническое напряжение» президент РК Касым-Жомарт Токаев объясняет по-своему, сославшись на международный опыт. На недавнем заседании Ассамблеи народов Казахстана (а республику населяют представители 125 наций и народностей) он заявил, что компактное проживание различных этносов способствует их социокультурной изоляции, что приводит к возникновению этнических анклавов, языковых и культурных барьеров, «ведущих к росту межэтнического напряжения и даже возникновению конфликтов». Поэтому — долой замкнутые этнические районы на селе и в городах.
Тут у президента Казахстана впору спросить: а как же опыт, к примеру, Швейцарии — одной из самых развитых стран мира, вышедшей на передовые позиции по ряду международных показателей, включая экономическую конкурентоспособность, развитие человеческого потенциала, качество жизни. Ведь она имеет четыре основных языковых и культурных региона, население которых не передралось друг с другом из-за многоязычия и «культурных барьеров».
Разделение на языковые и культурные регионы — это нормальное явление, не имеющее в основе своей ничего общего с национальным превосходством и неравенством людей на этнической почве. И это вопрос демократических традиций политического и социального менталитета, при отсутствии которых в народе их должно формировать государство. А оно такую функцию на себя не взяло.
Это означает, что столкновения на национальной почве в Казахстане могут и не прекратиться. Причем не имеет значения, какие именно этносы пойдут «стенкой на стенку».
Ирина Джорбенадзе