Posted 17 ноября 2021, 11:52

Published 17 ноября 2021, 11:52

Modified 30 марта, 08:24

Updated 30 марта, 08:24

Юлия Баттерслим. Заклеймить и обвинить

17 ноября 2021, 11:52

Чем американский закон об иноагентах, на который так любят кивать Песковы-Володины, отличается от российского?

Всем.

Без преувеличений. Целью, субъектами регулирования, процедурой присвоения статуса иноагента, объемом возлагаемых на него обязанностей и последствиями их неисполнения.

Начнем с того, что само слово «агент» не имеет в английском языке ни малейшей негативной коннотации. Это широкое юридическое понятие, означающее любое лицо, представляющее интересы другого субъекта — физического или юридического. Так, адвокат является агентом своего клиента, работник — агентом работодателя, родитель — агентом своего несовершеннолетнего ребенка, опекун — агентом подопечного. Семантически, без неверных оттенков, аналогом английскому «agent» в данном контексте должно быть слово «представитель». «Иностранный представитель» — согласитесь, звучит куда более нейтрально, чем «иностранный агент». Как минимум, без вшитой нотки предательства Родины.

Американский закон об иноагентах был принят в 1938 году в ответ на мощную волну разномастной пропаганды, захлестнувшей США перед второй мировой войной. В отсутствие цензуры, на людей выливались массивы противоречивой информации, и американские власти, пытаясь помочь взбудораженному обществу разобраться в этих неконтролируемых потоках трактовок, обязало представителей политических сил ИЗВНЕ обозначать своего зарубежного интересанта.

Российский закон был принят в 2019-м, после того, как уже отцензурированное российское информационное поле было успешно проигнорировано неподконтрольным Кремлю интернетом, оказавшимся прекрасной площадкой для оппозиции. За неимением возможности уничтожить саму площадку, уничтожать взялись нежелательные источники информации, которые представляли интересы ВНУТРЕННЕЙ оппозиции.

С 1938 года американский закон менялся 10 раз, сообразуясь с интересами развивающегося демократизировавшегося общественного сознания. В своем сегодняшнем виде он распространяется на лица и организации, действующие в интересах иностранного государства, иностранной политической партии, иностранной организации или корпорации, а также физического лица, проживающего за пределами США. Важно подчеркнуть, что американский закон, в отличие от российского аналога, не усматривает достаточных оснований для признания лица иноагентом в финансовых взносах в его поддержку иностраннными индивидами или организациями. Совпадения в политических взглядах, сотрудничество и даже наличие общего персонала или офисного помещения также не являются достаточным основанием для признания лица иноагентом. Основной индикатор — агент работает НА, ПО УКАЗАНИЮ, В ИНТЕРЕСАХ и ПОД КОНТРОЛЕМ иностранного принципала. Тут, думаю, разницу с российским законом обозначать не нужно, ибо она очевидна. В России любое минимальное перечисление из-за рубежа и, как недавно выяснилось, даже перевод собственных средств с одного своего счета на другой свой счет с использованием иностранной платежной системы, может стать причиной присвоения статуса иноагента. Глупость? Несусветная. Несправедливость? Очевидная. Удивляет? Нет. Ни один из законов, принятых в последние годы в России, не был ни разумным, ни справедливым. Критерий давно один — выгода власти и расширение ее и так уже безграничных полномочий.

Дальше про порядок регистрации. FARA (Foreign Agent Registration Act) предусматривает самостоятельную регистрацию таких лиц и организаций в Департаменте Юстиции (ДЮ). В случае сомнений, считать ли себя иноагентом, вы можете направить в ДЮ запрос на оценку своей деятельности, предоставив свои уставные и финансовые документы. ДЮ рассмотрит и вынесет свое решение — нужно ли вам регистрироваться в качестве иноагента. Вы сразу подумаете, что так поступит только дурак, потому что ДЮ обязательно скажет, что нужно. Но не тут-то было. Потому что государство обязано будет вам четко объяснить, по каким именно критериям оно вас таким сочло. И вы можете не согласиться и обжаловать решение ДЮ в суде. В независимом, на секундочку, где вы и государство будете состязаться на равных (знаю по себе). В России и об аргументированной позиции Министерства Юстиции, и о независимом суде сегодня можно только мечтать, к сожалению. Американское государство, кстати, и само может инициировать вашу регистрацию в качестве иноагента, но опять же обязано для этого написать аргументированное предложение, с которым вы опять-таки можете не согласиться и доказать свою правоту в суде.

Все описанное объясняет, почему я пропустила самый первый пункт — про цели. Они становятся понятными именно в ходе рассмотрения критериев закона, процедуры его применения и конкретных акторов, ставших его субъектами.

Американский закон содержит объективные критерии, четкую и прозрачную процедуру и механизм обжалования в независимом суде. Его цель — показать заинтересованному обывателю реальное движение информации, ее источник и основного выгодополучателя. Не поверите, но многие американские СМИ, не являющиеся иноагентами, по собственной инициативе открыто декларируют источники своих доходов как доказательство своей неангажированности. Именно поэтому самыми авторитетными становятся те, кто существует благодаря частным пожертвованиям обычных американцев, типа NPR — National Public Radio, которое функционирует исключительно на частных донатах и не может представлять интересы конкретного лица, партии или организации.

В чем цель российского закона об иноагентах? Судя по критериям, процедуре, последствиям и самому списку — заклеймить, обвинить и затруднить или сделать невозможной работу тех, кто выступает НЕ в интересах сегодняшней власти. Любое несогласие с политикой властей, любая критика в их адрес стали эквивалентом предательству родины. Не надо работать на иностранное государство. Достаточно просто быть за правду, справедливость и закон — и ты уже наймит врага в самом отвратительном смысле этого выражения. Глядя на пополняющиеся списки «иноагентов», страшно даже думать, как выглядят сегодняшние «патриоты».

Возвращаясь к двум законам с фактически одинаковым названием — при всем созвучии названий, общего между ними ровно столько же, сколько между ОХОТОЙ справедливости и ОХОТОЙ на ведьм. Омонимы, не больше…

Подпишитесь