Posted 16 ноября 2021, 13:50

Published 16 ноября 2021, 13:50

Modified 30 ноября, 07:04

Updated 30 ноября, 07:04

США и КНР делят мир без России

16 ноября 2021, 13:50
Пока Кремль занят усилением давления на Украину и белорусско-польским кризисом, американцы и китайцы договариваются о будущем планеты «на двоих».

Лидеры США и Китая накануне больше трех с половиной часов (с перерывом всего на 15 минут) обсуждали по видеосвязи двусторонние отношения и международные проблемы. По итогам этой встречи с обеих сторон пока раздаются предельно скупые комментарии. Две крупнейшие державы предпочитают решать «судьбы мира» один на один, без свидетелей и интерпретаторов. Остальные страны потом просто должны будут принять к сведению итоговые договоренности президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. Если они вообще станут известны, конечно.

Из того немногого, что уже понятно по итогам этой встречи, можно заключить, что в центре внимания была, как нетрудно предположить, экономика. При этом американский лидер тут отчетливо давил, а китайский — скорее защищался. Как сообщает Белый дом, Байден, например, настаивал на «необходимости защитить американских рабочих и промышленность от недобросовестных торговых и экономических практик КНР». В ответ Си Цзиньпин явно намекал на необходимость не забывать при этом о китайских интересах, потому что экономики двух стран теснейшим образом переплелись. Председатель КНР назвал экономическое сотрудничество двух стран «взаимовыгодным» и, как сообщает китайская сторона, предлагал не политизировать отношения.

Что это значит, если переводить с официально-дипломатического языка на понятный нормальному читателю? Американцы давят на КНР, они создали два новых военных и несколько новых экономических союзов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, укрепили свое партнерство с Европой и даже демонстрируют готовность мягче вести себя с Кремлем, если Россия в американо-китайском противостоянии согласится соблюдать нейтралитет. Особенно в том случае, если США и КНР вступят в прямое противостояние. Например, в региональном конфликте из-за статуса Тайваня или в борьбе за контроль над спорными островами в Южно-Китайском море.

Пекин, в свою очередь, готов немного уступить и согласиться на часть американских экономических требований в обмен на установление твердых «правил игры». Недаром накануне этой двусторонней онлайн-встречи Си Цзиньпин организовал публичную поддержку продления своих полномочий. Он демонстративно ломает традицию ограничения пребывания на посту председателя КНР только двумя сроками, которую заложил еще Дэн Сяопин.

Нынешний китайский лидер получает поддержку в руководстве страны не только в результате того, что большинство противников его «воцарения» были выдавлены из власти, но и потому, что в Пекине многие хотели бы показать, что американцам не следует надеяться на политический транзит в КНР. Компартию Китая, которая на днях отпраздновала свое столетие, в следующий век ее истории поведет именно товарищ Си. С ним Байдену и надо договариваться, причем на долгосрочной основе.

Все остальные проблемы на этой встрече, очевидно, были вторичными. Если экономика — это поле для противостояния, то по другим вопросам и Пекин, и Вашингтон хотели бы показать готовность к сотрудничеству. Это касается и Ирана, и КНДР, и Афганистана — про них точно шла речь на встрече. Все три страны сегодня находятся под давлением США и пользуются активной поддержкой Китая.

Тут важно заметить, что американцы и китайцы обсуждают «проблемные территории» только между собой, фактически решая их будущее. России, на ее счастье, в этом списке пока нет. С Москвой обе державы ведут диалог напрямую, привлекая ее к одной из двух, складывающихся в мире групп противостояния: китайской или американской.

Сама Россия явно больше благоволит Пекину, но старается сохранить свободу выбора. А это все труднее, причем как в случае дальнейшего противостояния США и КНР, так и, тем более, если они смогут договориться. Тогда Кремль, лишившийся за последние десятилетие почти всех союзников, за исключением разве что Александра Лукашенко, чтобы не оказаться в полной изоляции, вынужден будет в своей политике следовать чужим договоренностям.

Впрочем, вариант все более глубокой прокитайской ориентации России становится все более вероятен, поскольку самостоятельную политику с такой слабой экономикой Москва проводить не может, а Пекин вряд ли удовлетворит все пожелания Вашингтона и продолжит свою игру.

Иван Преображенский

Подпишитесь