Posted 15 ноября 2021, 15:40
Published 15 ноября 2021, 15:40
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Китай решает, как оставить Си у власти. И заодно стать самым сильным. Или это Си решает, как ему остаться больше принятых сейчас десяти лет.
Пленум компартии принимает резолюцию на ее столетие. К созданию, оформлению и комплектации китайской компартии кадрами и документами прямо причастны Коминтерн и московские кураторы. Кстати, интересно, упомянут об этом в резолюции, или нет.
Это историческая резолюция в дух смыслах. Она обобщает сто лет истории китайского коммунизма и сообщает, что в следующее столетие китайскую компартию поведет Си Цзиньпин.
Иными словами, партия намерена оставить Си во главе партии и государства на третий срок.
Так Си решает проблему, аналогичную проблеме, с который Путин сталкивался в 2008 году и должен был столкнуться в 2024 году. И решает не сложным способом перемещения с поста на пост, а, судя по всему, простым.
Си назван ядром партии, а чиновники разъясняют, что такой стране, как Китай (самой большой), нельзя без единой руководящей партии, а такой партии (самой большой) нельзя без руководящего ядра. Резолюция и называет Си этим ядром. (Интересно, что там с протонами и нейтронами).
Сами китайские коммунисты сообщают, что нынешняя — третья в ряду великих резолюций. Первая — 1945 года — подвела итоги борьбы с японскими захватчиками и заявила права компартии на власть в Китае, а Мао Цзедуна — на власть в компартии. Вторая 1981 года — пока там у нас Брежнев отмирал в трех итерациях — начинала рыночные реформы и давала над ними контроль Дэн Сяопину.
Третья, получается, ставит Си в ряд Мао и Дэна. Первый изгнал японцев и завоевал власть для компартии. Второй — реформатор, сделал Китай экономически сильным. Третий — что? Напрашивается, что Китай теперь будет сильным во всех остальных отношениях. То есть политику и международное влияние приведут в соответствие с экономическим весом. В резолюции это названо «великим возрождением китайской нации». И сделает это товарищ Си.
Действующая китайская система, придуманная Дэн Сяопином, похожа на поздние римские эксперименты со сменой власти времен диоклетиановой тетрархии, когда правящий под титулом «август» император назначал соправителя с титулом «цезарь», а тот, становясь августом, назначал нового цезаря и т. д. В пост-Дэновском Китае председатель первый пятилетний срок правил отчасти под наблюдением своего предшественника и с членами его команды в своей, а во второй пятилетний срок называл своего преемника, и по окончании второй пятилетней каденции уходил на позиции корректирующего наблюдателя. Регулярная сменяемость власти «как на Западе» тогда считалась ключом к успеху и богатству, подобному западным, и способом избежать ошибок СССР и собственных под руководством Мао, а потом борьбы за власть после его смерти. Теперь, похоже, сменяемость больше не считается важной для успеха. Возвращение к имперским истокам. И не только в этом.
Александр Баунов, журналист