Идейная сумятица в головах правителей Российской Федерации превосходит всякое воображение. А их пристрастие к нелепым историческим выдумкам и вовсе не поддается рациональному объяснению. «День народного единства» был придуман, чтобы уничтожить память о большом празднике, напоминавшем о революционном прошлом. Однако в нынешнем году новоявленный идеологический миф фактически заслонил собой действительно знаменательную дату — 2 ноября исполнилось 300 лет со дня основания Российской империи.
Но во всем этом нет ничего удивительного. Современные охранители, зациклившись на слишком «традиционных» ценностях, практически отвергли то государство, которое возникло благодаря Петру I. Они его, образно выражаясь, уже проскочили. И теперь современная Россия больше напоминает косную допетровскую Московию, лениво переползавшую с печки на лавку. Причем эта разница настолько очевидна, что не сказать о ней нельзя.
В момент своего создания Российская империя находилась на подъеме и была устремлена в будущее. В то время как Российская Федерация движется от победы к победе исключительно в экране телевизора. Действительность же весьма печальна, поскольку абсолютно все — от политики и экономики и до культуры и образования — идет по нисходящей. Так что сегодня в пору думать не о великих свершениях, а том, чтобы не исчезнуть с политической карты мира. Все остальное, как ни крути, явно вытекает отсюда.
К 1721 году петровская империя прочно обеспечила себе выход к Балтике и уже объединяла под своей властью главные княжества Древней Руси. На этом фоне территориальные приобретения «долгого государства Путина» откровенно не впечатляют. Безусловно, времена изменились. В современном мире, чтобы распространить сферу своего влияния на отколовшиеся земли, необходимо обладать не только военной, но и «мягкой силой». А ее у нынешней России как раз нет.
Поэтому даже постепенное поглощение Белоруссии выглядит проблематичным. Поскольку все договоренности между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко будут существовать лишь до тех пор, пока в них заинтересованы обе стороны. Надо ли напоминать, насколько коварен «батька» и чего стоят предыдущие соглашения? К тому же ни в коем случае нельзя забывать о том, что активная часть белорусского общества не приемлет идею перехода под владычество Москвы. И этот фактор, безусловно, еще сыграет свою роль.
Что касается Украины, то здесь все очевидно. Ее правящий класс и значительная часть общества категорически против любого сближения с Россией. Переломить эти настроения в обозримом будущем не представляется возможным. Впрочем, покорить Киев, наверное, можно военным путем. Но издержки такого решения будут превышать возможные выгоды.
Петровская империя, как хорошо известно, была открыта миру. В частности, рост ее военной мощи во многом был обусловлен привлечением на российскую службу иностранных специалистов. В связи с этим достаточно вспомнить всего одну строку из поэмы Александра Пушкина «Полтава»: «И Брюс, и Боур, и Репнин».
Реформатор русской артиллерии Яков Брюс, хотя и родился в Москве, но происходил из знатного шотландского рода. Генерал от кавалерии Родион Боур, как несложно догадаться, был иностранным военспецом (шведско-немецкого происхождения). То есть, согласно логике нынешней российской власти, оба они были «иноагентами», так как поддерживали отношения со своими заграничными родственниками и, не исключено, получали от них деньги. Кроме того, в петровские времена Немецкая слобода — ныне Лефортово, ассоциировалась у москвичей с иностранцами, тогда как сейчас — с тюрьмой ФСБ.
Единственная перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году. По тем данным, которые были получены, число подданных Николая II составило 125,6 миллиона человек. По этому показателю царская Россия занимала третье место в мире (после Китая и Британской Индии). Население быстро росло и в 1916 году оценивалось уже в 181 миллион человек. Таким образом, и в этом отношении наблюдается противоположная тенденция.
Более того, если верить злым языкам, то численность населения современной России приближается к показателю 1897 года. Конечно, все это можно отнести к области догадок и предположений, но массовая эмиграция и демографические потери последних десятилетий, особенно с учетом смертности от COVID-19, невольно наводят на подобные грустные размышления.
Политическая эволюция Российской империи происходила в направлении от абсолютной к конституционной монархии. Иначе говоря, постепенная демократизация внутренней жизни привела к появлению настоящего парламента и полноценных политических партий. Соответственно, в начале XX века уже было немалое число влиятельных политиков, действовавших на легальных основаниях и доставлявших немало хлопот императорскому правительству. Однако никому, пожалуй, и в голову не приходило, что Павла Милюкова или Александра Гучкова нужно убить или изгнать из страны.
Можно, конечно, беззастенчиво паразитировать на славном прошлом. Например, снимать пропагандистские фильмы вроде того, что получил громкое название «Движение вверх». Однако это не приведет к желаемому результату, потому что невозможно подменить реальную общественно-политическую жизнь всевозможными симулякрами. Тем более тогда, когда отличительной чертой текущего исторического момента стало осознанное движение вспять. Да и вообще подобная политическая стратегия, как правило, приводит к неминуемому полному краху.
Роман Трунов