Posted 11 ноября 2021, 05:00
Published 11 ноября 2021, 05:00
Modified 30 ноября, 07:03
Updated 30 ноября, 07:03
В законопроекте об изменении принципов организации власти в субъектах РФ, ожидаемо без труда принятом во вторник в первом чтении голосами 317 из 450 депутатов Госдумы, некоторые горячие головы усмотрели покушение на федеративное устройство страны. Однако давайте сразу назовем вещи своими именами: нельзя отменить то, чего и так давно нет. Все серьезные специалисты по региональной политике и федерализму уже давно в один голос твердят, что федерацией Россия остается только на бумаге.
Есть, правда, некоторые ее формальные признаки — например, выборность региональных начальников. Но это у нас, как известно, дело легко поправимое. Сегодня их избирают (хотя выборами это тоже можно назвать лишь условно, учитывая, что регистрация оппозиционного политика в качестве кандидата в РФ практически невозможна), а завтра президент предложит «подумать», не стоит ли нам перейти от выборности к назначаемости губернаторов. Естественно, в целях улучшения управляемости, укрепления вертикали и так далее. Или как сейчас — депутаты от партии власти выдвинут соответствующую «инициативу снизу». Не так сложно догадаться, что налетит рой преданных народных избранников и других начальников и они тут же сотворят нужный законопроект, который без проблем оформят в качестве закона и нижняя, и верхняя палаты российского парламента.
Однако по факту нынешняя Россия уже и сейчас функционирует как унитарное государство. У регионов нет ни денег (их почти под гребенку выбирает центр), ни особых полномочий, чтобы распоряжаться ресурсами, производимыми на их территории.
На местах, конечно, оставались словесные атавизмы, вроде должности «президент», но этим термином сегодня именуется лишь руководитель Татарстана (злые языки уверяют, что «под Татарстан» вся эта история и затеяна, однако не только под него). Название «президент» в данном случае, если проводить аналогии с биологией и антропологией, это что-то вроде аппендикса, доставшегося современному человеку от наших древних предков, евших трудноперевариваемую пищу. С одной стороны, он не нужен, а с другой — и жить большинству людей не мешает. Да, бывает воспаляется, но тогда его вырезают, и вся недолга.
Новый законопроект — это как раз что-то вроде операции превентивной аппендэктомии. Название «президент» удаляют не потому, что оно «воспалило» какой-то регион, а на всякий случай. Как говорится, от греха подальше. Собственно, это одно из двух основных нововведений обсуждаемого документа — решение унифицировать названия руководителей субъектов федерации. Никаких президентов — просто «глава» и все тут.
Второе нововведение заключается в том, чтобы юридически оформить то, что и так существовало фактически. Главы регионов, особо заслужившие доверие Кремля, теперь будут переназначаться на своих должностях столько, сколько заблагорассудится. Прецеденты тоже уже были. Например, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, просидевший в своем кресле больше 20 лет, или глава Белгородской области Евгений Савченко, отработавший на губернаторских «галерах» 27 лет.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который мнению многих политологов порой вбрасывает в публичное пространство потаенные мысли и идеи вышестоящего начальства, заявил, что вообще нечего размусоливать — пора открыто перейти от федеративного устройства России к унитарному.
Безусловно, глава либерал-демократов всегда точно улавливает дух и направление начальственной мысли, однако на этот раз, как мне кажется, Жириновский просто хочет продемонстрировать, что является «большим католиком, чем папа Римский». Смысл обсуждаемого законопроекта не в том, чтобы торжественно провозгласить отказ от федерализма и переход к унитарному правлению. Подобная декларация произвела бы крайне гнетущее впечатление даже не на окружающий мир (его-то реакция правящую в России элиту как раз давно не волнует), но, прежде всего, внутри страны. И не на какую-то там оппозицию — на ее мнение Кремлю тоже давно наплевать, а на важнейшее звено старательно выстраиваемой властной вертикали — руководителей российских регионов. Конечно, сегодня все они выстроились перед Кремлем в позе «чего изволите», но в центре прекрасно понимают, что такие разные субъекты нашей федерации — всегда потенциальный источник брожения, а то и, не дай бог, развала страны.
Задача этого законопроекта даже не в том, чтобы еще больше урезать полномочия регионов — их и без того ничтожно мало. В то же время совсем лишать их каких бы то ни было рычагов управления было бы неразумно, потому что порой возникает потребность переложить ответственность с федерального центра на чиновников в регионах. В частности, такой подход как раз наглядно демонстрируется сейчас, во время пандемии.
Непопулярные меры у нас нередко скидывают именно на уровень региона. Например, решение вводить или не вводить карантин (и в каких объемах). Мол, решайте там сами, вам виднее. Ну а если народ начнет бузить — виноват будет местный начальник, а не Москва.
Конечно, можно сделать то, о чем, несомненно думают в Кремле и что озвучил Жириновский — публично отменить федерацию и провозгласить Россию унитарным государством. Однако, что в этом случае делать с 83 амбициозными главами регионов, в том числе, и национальных? Пристроить на работу в Совет Федерации? Некоторые из них могут расценить это как понижение и затаить обиду. Кроме того, реакция населения субъектов нынешней «федерации» на такой шаг центра может оказаться в лучшем случае отложенной на будущее. А может, и не отложенной, но тогда тем более непредсказуемой…
Поэтому, имея некоторое представление о стиле управления в современной России, можно предположить, что Кремль выберет другой путь — изменит все фактически, а кое-что и юридически, завершив создание сверхцентрализованного унитарного государства, которое де-факто уже есть, но оставив для вида некоторые названия. Такие, например, как «федерация» или «республика». В конце концов, люди к ним как-то уже привыкли…
Александр Желенин