Posted 10 ноября 2021, 09:23
Published 10 ноября 2021, 09:23
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Подписание 4 ноября пакета интеграционных документов в рамках Союзного государства России и Белоруссии в очередной раз вызвало и недовольное «бухтение» противников Александра Лукашенко — дескать «пересидент» опять продает родину московскому тирану. Впрочем, все это не продлилось долго — слишком уж опереточно выглядела очередная «продажа»: Владимир Путин в Минск не приехал, невнятная видеоконференция, еще более невнятные интеграционные программы, которые на самом деле никого ни к чему не обязывают.
В общем, «От него злодейств ждали, а он чижика съел». Да и вообще, интеграция РФ и РБ идет с 1996 года (подписание соглашения о Содружестве), но как-то особо далеко с тех пор не ушла. И 28 интеграционных программ, подписанных «скопом» по видеосвязи, эту интеграцию вперед особо не продвинут. Так что белорусские оппозиционеры даже отменили запланированные акции протеста у посольств России в разных странах — чего протестовать-то, если сама «продажа суверенитета» в очередной раз свелась к буффонаде. Практически все сошлись во мнении, что Владимир Путин пока оставил Александра Лукашенко гулять на достаточно длинном поводке. Однако у прошедших переговоров между Москвой и Минском все же есть несколько важных моментов.
Первый: Кремль теперь «настойчиво рекомендует» Лукашенко сесть за стол переговоров (отправить своих представителей) на переговоры с оппозицией, которые состоятся 22 ноября в Вене. Точнее, в Австрии должна пройти международная конференция по ситуации в Беларуси, но почему-то многие ее рассматривают именно в контексте первого прямого диалога между Лукашенко и его противниками. Однако настроены ли на самом деле европейцы устраивать такие переговоры — пока непонятно. (Особенно на фоне резкого обострения миграционного кризиса на границе Белоруссии и Польши.)
Ну а в феврале планируется провести, наконец, референдум по новой конституции Белоруссии. Сам основной закон, правда, еще не готов даже в версии Лукашенко, да и альтернатив у него нет. Так что февральский референдум вполне чреват новым взрывом уличных протестов. При этом в штабах белорусской оппозиции в Вильнюсе, Варшаве, Риге и Праге почему-то свято уверены, что сразу после принятия новой конституции Москва заставит Лукашенко уйти со своего поста. Откуда такая уверенность — непонятно. По предыдущей версии (в которую также все безоговорочно верили), Владимир Путин должен был убрать Лукашенко в марте нынешнего года, но ведь не убрал.
Наконец, остался вопрос то ли признания, то ли непризнания Крыма российским Напомним, что Лукашенко старательно избегал этого с 2014 года. И вот 4 ноября, выступая по видеомосту во время заседания высшего госсовета Союзного государства, он посетовал, что президент России не пригласил его в Крым. «Украина закрыла для Белоруссии небо, и мы никак не можем попасть через Украину в Крым. А там у нас и собственность, и другие есть проблемы. Владимир Владимирович мне все обещал, что с собой возьмет в Крым, но вот сегодня один уехал и меня с собой не пригласил», — сокрушался Александр Григорьевич. В ответ Владимир Путин пообещал показать своему белорусскому коллеге памятник в Севастополе, который тот не видел,
Недавно, напомним, Лукашенко заявил, что Белоруссия признает Крым частью РФ, «когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукцию». При этом он оговорился, что готов переступить даже через «связывающую его» Будапештскую декларацию. Но вот 4 ноября вокруг этого вопроса начались непонятные пляски. Белорусский депутат Андрей Савиных в эфире российского ТВ заявил, что белорусские власти давно признали Крым российским. «Дело в том, что Крым и де-факто, и де-юре давно был признан белорусской стороной российским. Единственное, чего не было — не было какого-то политического заявления, чтобы формализовать это, скажем так, для российского медийного пространства», — сказал он.
Однако сам Савиных — персонаж одиозный, даже по меркам белорусской власти. А еще он, сам выходец из МИД РБ, очень хочет возглавить белорусское внешнеполитическое ведомство вместо «долгожителя» Владимира Макея. Как считают белорусские аналитики, с которыми общался журналист «Росбалта», заявление Савиных было рассчитано на российскую аудиторию, конкретно — на Кремль. Депутат, по их мнению, просто рассчитывает на карьерный рост после того, как Лукашенко уйдет, а его место в Минске займет администрация, полностью контролируемая из Москвы. Отсюда же — его скандальные заявления о том, что Белоруссии нужно отказаться от многовекторности в международной политике и полностью ориентироваться на Россию и страны ЕАЭС.
Однако тут поспевает другой вопрос: насколько в самом деле Лукашенко готов распрощаться с частью суверенитета ради удержания власти? Или, точнее, он должен быть сформулирован по-другому: нужно ли России присоединение Белоруссии?
Вопрос этот совсем не однозначный. Хотя бы потому, что разные «башни Кремля» отвечают на него по-разному. Силовики, военные, штабные офицеры, провозглашающие во время пьянок тост «За Россию в границах 1914 года!», конечно, хотели бы прямого присоединения белорусских земель. Однако разные финансово-промышленные группы вполне довольны ролью Белоруссии как формально независимой территории, отлично подходящей для разного рода серых схем. Что им хотелось бы — так это убрать Лукашенко, чтобы беспрепятственно купить белорусские предприятия. Но против независимости Белоруссии они ничего не имеют.
Так же как и внешнеполитическое ведомство, которому куда выгоднее иметь союзника, исправно поддерживающего российскую повестку во всех международных организациях, клеймящего «ненавистный Запад» и безропотно предоставляющего свою территорию для всего, что потребуется — от военных маневров до поимки украинских политических активистов. Ну и в целом: на фоне Лукашенко Путин в глазах Европы и США уже выглядит не абсолютным злом, а достаточно вменяемым национальным лидером, с которым хоть поговорить можно.
Наконец, прямое поглощение Белоруссии вопреки воле ее народа навлечет на Россию такие международные санкции, по сравнению с которыми «крымские» покажутся детской игрой. А обставить все так, словно «белорусы сами захотели», теперь явно не получится. К тому же экономика Белоруссии и сейчас глубоко убыточна, а на фоне санкций кормить еще и эту республику будет куда сложнее, чем один только Северный Кавказ.
Вячеслав Гордиенко