Posted 10 ноября 2021, 14:35
Published 10 ноября 2021, 14:35
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Проблема вывоза из России краснокнижных растений гражданами Китая — один из острых вопросов природоохраны. Этот факт констатировала глава Росприроднадзора Светлана Радионова, выступая в Совете Федерации. Так она ответила на вопрос, как ее ведомство относится к предложению ввести уголовное преследование за ущерб краснокнижным растениям, сообщает РИА «Новости».
«Сейчас давайте четко скажем — «большой китайский брат» у нас просто пылесосит все, что только можно добыть», — подчеркнула она. По словам Радионовой, она выдает разрешения «на перемещение кабарги, на перемещение шишки сосновой, как бы странно это ни звучало, на перемещение гриба чаги». Сколько приходит звонков, просьб — вы просто представить себе не можете», — описала она свою работу, отметв, что такие звонки — вторые по количеству после звонков по ограничению доступа к водным объектам.
При этом Радионова признала также, что вопрос с краснокнижными растениями — сложный, поскольку для жителей ряда регионов России добыча растений, в том числе редких, это традиционный промысел. «Но нельзя ставить под угрозу биоразнообразие страны», — считает она.
Что касается введения уголовного наказания за изъятие и незаконную добычу краснокнижных растений, «то мы целиком и полностью поддерживаем», заверила глава Росприроднадзора. Она рассказала также, что во время недавней поездки в Горный Алтай говорила с населением: «Для них часть этого образа жизни, это их жизнь» (речь о сборе растений — прим. «Росбалта»). Однако для страны в целом, продолжила Радионов, растения — биоразнообразие, особенно эндемики. «Эндемики — это часть любой культуры, краснокнижные и не только, произрастающие только в конкретном регионе — это большое наше богатство», — заключила она.
Напомним, в России действует несколько странных законов, касающихся сбора «лесных даров» и дикоросов, применение этих законов нередко приводит к «перегибам» на местах. Весной в Госдуму были внесены поправки в Лесной кодекс, уточняющие понятие «валежник» и правила его заготовки и сбора: предлагалось разрешить использовать для сбора валежника топоры и пилы. В справке к документу отмечалось, что порядок заготовки и сбора валежника сейчас отнесен к полномочиям регионов. Но многие субъекты приняли нормативные акты, которые полностью исказили идею свободного сбора гражданами для собственных нужд никому не нужного лесного ресурса. В ряде регионов введены такие условия, как: учет собранного валежника, причем до его вывоза из леса, сбор валежника только вручную (без каких-либо инструментов), письменное сообщение о дате посещения леса для сбора валежника, ограничение длины валежника (до одного метра). За нарушения этих «правил» установлена не только административная, но и уголовная ответственность. Все это, подчеркивают авторы закона, не поддается никакому разумному объяснению. Региональные «перегибы» возникли из-за отсутствия в Лесном кодексе расшифровки понятия «валежник» и более подробного правового регулирования процесса его заготовки и сбора.
А в мае этого года Минприроды пришлось опровергать информацию в СМИ о новых правилах сбора березового сока, ягод и грибов. СМИ сообщили, что россиянам для сбора грибов, ягод и берегового сока теперь понадобится арендовать земельный участок. «Минприроды России опровергает информацию, согласно которой от частных лиц, которые продают недревесные лесные ресурсы, могут потребовать договор аренды участка леса, где товар был собран, а также проверить, соответствуют ли шляпки грибов утвержденным стандартам», — заявили в пресс-службе Минприроды. При этом признали, что в ряде регионов есть свои правила заготовки дикоросов гражданами, «но это единичные случаи».