Posted 10 ноября 2021, 14:10
Published 10 ноября 2021, 14:10
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Миграционный кризис на белорусско-польской границе оттеснил на второй план новости про энергетические проблемы Европы. Однако ситуация из-за этого не теряет своей остроты. В «Газпроме» объявили, что строительство «Северного потока-2» завершено, и он готов к запуску. При этом процесс сертификации этого газопровода так или иначе зависит от того, насколько хорошо Европа готова к зимним холодам. По сообщению Bloomberg, процесс получения разрешения со стороны германского регулятора на эксплуатацию «Северного потока-2» может затянуться вплоть до мая будущего года, и это почва для нового витка конфликта.
При этом министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил в конце прошлой недели, что его страна не пойдет на какие-либо политические уступки России в обмен на дешевые газ или электроэнергию. Он сообщил, что принято политическое решение о полной интеграции Украины в электрическую сеть Евросоюза ENTSOI и этой зимой страна должна пройти первый шок-тест, когда она полностью отсоединится от России и Белоруссии.
О том, как перенесет эту зиму Европа, как нынешний газовый кризис повлияет на будущее энергетической (и не только) политики Евросоюза и примет ли он российские правила игры на топливном рынке, отказавшись от курса на «зеленую» энергетику, обозреватель «Росбалта» поговорил с экспертами.
«Мнение, что Европа замерзнет и ее ждет экономическая катастрофа, вызваны паническими сообщениями СМИ и отчасти объявлением о том, что «Газпром» начнет заполнение своих газохранилищ с очень большой задержкой. Однако почти во всех европейских странах заполняемость газовых хранилищ вполне достаточна для того, чтобы перенести холодную зиму. Например, в Британии еще месяц назад хранилища были заполнены на 101 процент.
В Европе газовые резервуары, за исключением тех, что принадлежат «Газпрому», заполнены целиком. Российскому же монополисту в ЕС принадлежат всего 10% работающих подземных хранилищ газа, которые заполнены сейчас на 26%. К началу отопительного сезона закачать туда газ он уже не успеет.
При этом нынешние действия «Газпрома» в Европе — это демонстрация того, что он может подморозить Старый Свет. Однако положение там нельзя назвать критическим. Больше того, некоторые европейские страны сейчас подстраховываются. Скажем, в той же Британии прошли переговоры с эмиром Катара о том, что в случае необходимости катарский сжиженный газ будет переброшен в Соединенное Королевство. После этого четыре газовоза сразу же изменили направление с Азии на Европу и пошли в направлении британского терминала.
Иначе, как шантаж, заявление российского президента о том, что дополнительные объемы газа в Европу пойдут только по «Северному потоку-2», расценивать нельзя, поскольку много лет до этого существовал проверенный надежный маршрут через Украину.
Последствием этого газового кризиса стало то, что в ЕС все, за исключением самых упертых лоббистов «Газпрома», поняли, что в истории с нынешним безумным повышением цен на газ российский монополист сыграл значительную роль. Кроме этого, все осознали, что «Северный поток-2» ничего не дает кроме возможностей для политического шантажа Европы. Ухудшилась и репутация «Газпрома», как надежного поставщика энергоносителей.
Из этой истории у ЕС два выхода. Первый — капитуляция перед российским монополистом. То есть признать, что «Газпром» имеет право действовать в нарушении европейских антимонопольных правил, включая Третий энергетический пакет (ТЭП). Второй — ускоренными темпами развивать доступ к другим энергоносителям, включая возобновляемые источники энергии, водород и так далее.
Судя по заявлениям европейских лидеров, ЕС выбрал второй путь. Иными словами, «Газпром» подталкивает Европу к тому, чтобы она побыстрее избавлялась от газовой зависимости».
«По итогам нынешнего газового кризиса Европа не откажется от развития альтернативных видов энергетики. То, что произошло сейчас — это куда меньший шок для Евросоюза, чем похожие события 2009 года. Напомню, что тогда «Газпромом» были остановлены поставки газа в ЕС через Украину. Сделано это было в январе. Сейчас все-таки ноябрь и перед этими событиями были какие-то консультации, о том, что рост цен возможен. После газового кризиса 2009 года было подписано соглашение между тогдашними российским и украинским премьерами Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко.
Однако Европа и тогда не пошла к России с повинной головой и не приняла правила поведения Москвы только для того, чтобы получать ее газ. ЕС не отказался от своих законов, от того же ТЭП и «зеленой» энергетики. И сегодня этого не будет.
Есть стратегические интересы Евросоюза, и они четко сформулированы. Например, снизить зависимость от поставок российского газа. Больше того, такое желание может усилиться. К долгосрочным контрактам на поставки газа, которые были выгодны России, теперь тоже возвращаться не будут».
«Европа, конечно же, не перестанет развивать «зеленую» энергетику. Возможно, в окружении российского президента считают, что это ерунда, игра корпораций и некая «обманка», но в Европейском Союзе с этим не согласны. Это их убеждение, ценность, и их тип мышления. Технический и, с определенного момента, социальный прогресс там всегда были вопросами номер один.
У европейских политиков нет иллюзий насчет того, что российский газ — это всего лишь бизнес. У них и у американцев есть четкое понимание, что это в первую очередь, политика.
США также вставляют палки в колеса «Северному потоку-2» и, судя по всему, он этой зимой не заработает даже на 50% мощности. Кроме того, этот газопровод еще должен пройти сертификацию. Стало быть, критические события, которые могли бы остановить транзит российского газа через Украину, в эту зиму не случатся».
Александр Желенин