Posted 9 ноября 2021, 10:58
Published 9 ноября 2021, 10:58
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
В Уфе утром во вторник прошли обыски у бывших волонтеров признанного в РФ экстремистским и ликвидированного движения Штабов Навального (движение запрещено в РФ как экстремистское) Ольги Комлевой, Федора Телина, Лилии Чанышевой, Альберта Гаскарова, Александры Масловой и Виктора Прядильщикова. Об этом в социальных сетях сообщили сами активисты. Обыски у волонтеров Навального прошли также и в других городах — Кемерово, Перми, Самаре и Саранске.
Как пишет «Коммерсант», на квартире у родственников Федора Телина изъяты компьютеры, документы, личные банковские карты, а у членов его семьи — личные сбережения вплоть до монет. В СКР объяснили свои действия расследованием уголовного дела об отмывании денежных средств в отношении запрещенного в РФ за экстремизм и внесенного в список НКО-иноагентов Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, ликвидированного Фонда борьбы с коррупцией, включенного Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, и признанного запрещенной экстремистской организацией).
Лилии Чанышевой в деле присвоен статус свидетеля. От дачи показаний она отказалась по 51-й статье Конституции, которая позволяет не свидетельствовать против себя и членов семьи.
У юриста штаба Федора Телина, который находится в отъезде, обыски провели на квартире и у родителей. Активист написал на своей странице в социальной сети Facebook, что оперативники вынесли из квартиры родителей «все деньги, даже мелочь забрали». Позже отца Телина также допросили во втором отделе СУ СКР. По информации «Коммерсанта», следователь предложил вернуть родителям деньги, если они подтвердят законность их получения.
Адвокат Лилии Чанышевой Рамиль Гизатуллин отмечает, что «по всей видимости, на это расследование брошены большие силы». «Предполагаю, что создана объединенная следственная группа с координатором в Москве. Об этом свидетельствует то, что все следственные действия проводятся на основании отдельных поручений, с которыми нас отказываются ознакомить. На месте на каждого активиста приходится до восьми сотрудников правоохранительных органов, которые участвуют при обысках», — отметил он.
Адвокат Роман Петров отмечает, что «в таких непонятных делах тактика отказа от показаний со ссылкой на 51-ю статью Конституции — верная»: «На этом этапе расследования никто не обязан давать показаний, как бы следователи не поддавливали, намекая на то, что раз отказываетесь, значит, в чем-то виноваты». Что касается изъятия личных сбережений, то стоит заявить следователю ходатайство о возврате средств, приложив документы, подтверждающие происхождение денег, или обжаловать действия следователя в прокуратуре или суде».
Политолог Аббас Галлямов отмечает: «Да, выборы прошли, до следующих далеко, поэтому пока можно не церемониться. Сейчас силовики попытаются нанести максимальный ущерб оппозиции. Очевидно, что если они этого не сделают, то в следующем избирательном сезоне режим может столкнуться с еще более серьезными проблемами, чем те, что он получил в Москве в этом году».