Posted 9 ноября 2021, 15:48

Published 9 ноября 2021, 15:48

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Илья Гращенков. Трансфер по «белорусскому сценарию»

9 ноября 2021, 15:48

Курс на Союзное Государство, взятый еще в прошлом году и подразумевающий полную интеграцию, вновь в повестке трансфера власти. Пишут, что Путин может возглавить СГ, а Лукашенко — союзный парламент. В принципе, данный сценарий рассматривался как основной до «поправок» в Конституцию и подразумевал более логичное «обнуление» накануне трансфера. Но тогда же сам Лукашенко взбрыкнул, поломав всю конструкцию и фактически вынудив Кремль воспользоваться «планом Б» с привлечением Терешковой. Очевидно, что сейчас сценарий объединения РФ и РБ вернулся в прежнее русло, вот только срочность в нем уже отпала.

Собственно, вопрос полной интеграции в единое государство на данный момент интересен лишь допуском российских финансов в белорусскую экономику. В обмен на дешевые энергоносители и спасение республики от банкротства, РФ получит стратегическую территорию — возможность разместить ВС на границе с ЕС. Возможность того, что Лукашенко когда-то сам мог «уйти под НАТО», была большим риском, ведь тогда стратегический противник переместился бы на непозволительно близкое расстояние от Москвы. Поэтому заигрывание «батьки» по этой теме еще пару лет назад могло привести к очень серьезному конфликту, в результате которой стать непростительно опасной фигурой рисковал сам Лукашенко.

Но эти риски в прошлом, как и необходимость срочно перезапускать сценарий трансфера. На сегодняшний день СГ имеет несколько органов управления. Это Госсовет, который формируется из высших лиц обоих государств и парламент СГ (из двух палат), который в случае необходимости может быть расширен. Конечно, никаких перевыборов Госдумы РФ это не означает, как и снижения статуса СФ и ГД. Особенность институциональной системы СГ заключается в уникальном синтезе принципов построения федеративного государства и принципов организации международной организации. Не стоит забывать и о разнице в подходе к национальному принципу при принятии решений, характере возлагаемых полномочий, которые могут быть разделены между Путиным и Лукашенко. Проще говоря, один будет отвечать за русский народ, а другой за белорусский.

Но опять же, оперативная необходимость в этой схеме давно отпала. Поэтому референдум об объединении, который еще предстоит провести Лукашенко (в свое время он сам говорил, что 120% белорусов против «полного присоединения»), как и выполнение договоренностей по «дорожным картам», покажут, насколько планы бьются с реальностью.

Илья Гращенков, политолог

Подпишитесь