Posted 5 ноября 2021, 10:05
Published 5 ноября 2021, 10:05
Modified 30 ноября, 07:02
Updated 30 ноября, 07:02
В России объявлен очередной режим нерабочих дней. Пока непонятно, помогут ли ограничения справиться с пандемией, но одно неутешительное последствие уже бросается в глаза. Улицы снова заполнили груды мусора из-за новшеств в работе кафе и ресторанов. Коммунальные службы не спешат справляться с отходами, а бизнес по-прежнему не догадывается, что можно вести себя экологичнее.
«Малый локдаун» не выполнил главную цель — добиться заметно меньшего скопления людей на улицах. Впрочем, системно кое-что изменилось, в первую очередь порядок работы заведений общественного питания. Рестораторы затянули столы со стульями красно-белыми лентами. На дверях появились предупреждения: «Работаем только навынос».
Отказаться от перекусов россияне, конечно, не захотели. Так, в Петербурге возле общепита все эти дни толпятся очереди, клиенты едят прямо возле входа в кафе. Некоторым везет больше — на пути попадаются скамейки, где можно удобно присесть и развернуть от упаковки заветный бургер или пирожное. В итоге мусор, за вывоз которого традиционно отвечает бизнес, попадает на улицы города.
«Глобально все выглядит так. Предприятия общепита, работающие в обычных условиях, заключают договоры с частными структурами, включенные в специальный перечень, которые вывозят отходы. Та или иная компания отправляет мусор на переработку или общие полигоны», — объяснил председатель совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков.
Корреспондент «Росбалта» проинспектировал улицы в первые нерабочие дни. Мусор забил территорию возле кафе и ресторанов. Под ударом оказались все урны и лавочки в центре Северной столицы, например, на Петроградском острове, Невском проспекте и прилегающих улицах. Чаще всего можно было заметить упаковку из-под фастфуда, пиццы, пластиковые бутылки и салфетки.
«Пусть общепит, кто навынос работает, нанимает человека или доплачивает дворнику», — предложили идею комментаторы в соцсетях.
Откуда бизнес найдет деньги в «малый локдаун», когда предпринимателям и так пришлось столкнуться с многомиллионными убытками, пользователи умалчивают.
Кстати, Смольный не объявил об усилении работы коммунальных служб. Уже 1 ноября на улицы вышли 1 тыс. 33 дворников. Почти столько же работников привлекли неделей ранее, до «локдауна».
Пандемия подхлестнула масштабы доставки еды. Только за предыдущий год рынок вырос в четыре раза, образовалось не менее 40 тыс. тонн отходов. То есть на свалки ушло около 1 млрд одноразовых предметов.
Очередные нерабочие дни расширили спрос на курьеров. Власти разрешили торговым сетям и общепиту работать в формате доставки, чем и воспользовались петербуржцы. Вот только не все понимают, насколько новшество неэкологично. Главным виновником, впрочем, стоит назвать не клиентов, а бизнес, который не хочет меняться либо и вовсе не знает о полезных альтернативах.
«У нас и так не решена мусорная проблема, а обилие доставки ее усугубляет. Мы видим знакомую схему ведения бизнеса, когда не надо ничего придумывать. Предприниматели вместе с едой кладут пакеты, лишнюю упаковку, причем неэкологичную. Во-первых, по незнанию. Они даже не предполагают, что вредят окружающей среде. Во-вторых, потому что привыкли. В-третьих, как оказалось, хотят подстраховаться, чтобы Роспотребнадзор или другие органы не выявили нарушений. Вот только каких именно, никто не знает», — рассказала экологический блогер Анна Тятте.
Горожане часто рассказывают, как просят службы доставки не класть в упаковку салфетки, одноразовые столовые приборы либо пакетики со специями, а в ответ получают безразличное «Да, конечно» и полное игнорирование требований. Некоторые предприниматели, впрочем, стараются обосновать бездействие со ссылкой на абстрактный закон.
«Как-то я заказала доставку. Буквально пару продуктов. Сказала курьеру: „Оставьте пакет себе, вы сможете его еще использовать“. Обычно мне отвечают: „Окей“. А в последний раз услышала: „Нам не нужны пакеты, мы их все равно выбрасываем, иначе нельзя“. Я написала в службу поддержки, а мне ответили, что не могут по-другому поступить, якобы действуют некие требования СанПина, так безопаснее и все в таком духе. Они сами не знают, на что ссылаться, а если и ссылаются, то на мифические документы», — отметила Анна Тятте.
Россияне запустили петицию с требованием к крупнейшим компаниям, которые доставляют еду, убрать лишнюю упаковку, пакеты и другие ненужные предметы: одноразовые столовые приборы, трубочки, салфетки, зубочистки, наборы специй и сахара, мешалки для напитков. Многое из этого вовсе не перерабатывается и попадает на общие гниющие свалки. Обеспокоенные граждане требуют ввести соответствующую опцию в приложениях, а также перейти на многоразовую тару.
«И в России, и в мире есть такие примеры. Когда я жила в Петербурге, я пользовалась услугами одной компании, которая доставляет еду в своих контейнерах. Клиент перекладывает содержимое, а остальное возвращает курьеру. Такое элементарное действие помогает экономить природные ресурсы. По тому же принципу работают все zero waste магазины», — привела пример Анна Тятте.
Вооружиться инициативой коммерсанты не спешат. Маркер экологичного бизнеса пока не играет той роли, что на Западе, и институт репутации только начинает крепнуть. Россиянам предстоит долгая борьба за благоприятную окружающую среду.
Некоторые инициативы, впрочем, получают резонанс, и петиция к компаниям доставки — хороший пример. Обращение собрало 30 тыс. подписей. Пока его не рассмотрят на официальном уровне, клиентам остается только устно просить предприятия доставки не класть лишние предметы. Если же бизнес нарушает договоренность, от его услуг всегда можно отказаться. Падение спроса обычно мотивирует коммерсантов вести себя добросовестнее.
Никита Строгов
«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.