Posted 31 октября 2021, 19:10

Published 31 октября 2021, 19:10

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Как Москва и Петербург ушли на «локдаун»

31 октября 2021, 19:10
Некоторые предприниматели решили действовать по принципу «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

В России с 30 октября начал действовать режим «нерабочих дней». Причем столица ушла на «малый локдаун» на два дня раньше всей страны. По понятным причинам одни из самых жестких ограничений действуют в именно в Москве и Петербурге. В частности, под запрет попадают заведения общепита, большинство объектов розничной торговли, не работают детские комнаты при общепите, торговые островки в ТЦ, фитнес-центры, бассейны, салоны красоты, кинотеатры, концертные залы, цирки. Большинство медицинских учреждений могут оказывать только экстренную помощь.

Корреспонденты «Росбалта» в выходные прогулялись по обеим столицам, чтобы понять насколько строго выполняются антиковидные ограничения.

Москва. Ресторанчик сжался в стаканчик, или Просекко навынос

В центре столицы «малый локдаун», по виду, соблюдался как следует. Никто не подходил к прохожим с предложениями посетить запретный ныне винный подвальчик или ставший вдруг подпольным кабинет стоматолога.

Хорошая погода на уик-энд оказалась не просто кстати — а очень кстати. Ибо одним из главных времяпровождений публики, ограниченной в удовольствиях, стало не просто гуляние — а прогулки с едой и питьем. Рестораны и кафе работали, как и было сказано, навынос. Залы были закрыты — будь то хоть «Метрополь», хоть «Националь», хоть престижное «Курвуазье» на Сухаревке. Срочно распечатанная надпись «Работаем только навынос и доставку» красовалась даже в окне такого суперпопулярного у обеспеченной молодежи заведения, как «Просекко-бар» на Сретенке. Само игристое тоже можно теперь получить навынос.

Зато у окон раздачи всякой немудрящей еды людей заметно прибавилось. Современная молодежь дисциплинированно проявила готовность и в очереди постоять. В эти дни снова — почти как 30 лет назад — можно было увидеть вереницу в первый «Макоднальдс» на Пушкинской площади (не столь, конечно, длинную, но — тем не менее). На стеклянной стене «Кофемании» на Покровских воротах красовался гигантский плакат с огромными буквами ЗАКАЗЫ С СОБОЙ, ДОСТАВКА. Особенно много публики привлекли также окошки «Коффикс».

Количество пакетиков с едой и портативных закрытых стаканов с кофе на руках у людей явно возросло. Даже девушки такой внешности, что позволяла без проблем рассчитывать на приглашение в ресторан, уплетали на улице пирожки, широко разевая ротики. Современные сытные пирожки в основном,большие — бургеры, пицца и т. п.

В пивных входная дверь по-своему элегантно заблокирована бочкой, поставленной вертикально. На ней бармен отпускает пиво навынос. Кое-что выгадали те заведения, у которых снаружи, на тротуаре выставлено несколько таких бочек — например, на пересечении Солянки и улицы Забелина. Там вроде как можно притулиться.

Возможно, конечно, кое-кого из владельцев бизнеса впечатлили и ночные рейды, по итогам которых выяснилось, что «Бар, которого нет», заведения Old Town, Punk Fiction, решившие уларить по «локдауну» дискотеками, и кальянная «Мята Lounge» нарушили режим нерабочих дней, и теперь им грозят штрафы или закрытие на три месяца.

Любители шопинга вынуждены сдержать свой пыл до лучших времен. Закрылось все — и крупнейшие торговые центры, и бутики: от Mercury и Hermès до Valentino и Ralph Lauren. Но это в центре. А вот «Fix Price» на ул. Новокосинской, «Все для ремонта» в Зеленограде и «Смешные цены» на Новозаводской решили распоряжение властей не выполнять, как «Летуаль» и «Подружка» в торговом центре «Авиапрарк, и поставили себя в непростую ситуацию. Теперь их судьбу будет определять суд. С коронавирусными ограничениями в период пандемии шутить не только опасно для здоровья, но и дорого.

Петербург. Если нельзя, но очень хочется…

«Парень, заходи, — преградил путь корреспонденту „Росбалта“ зазывала с Думской улицы. — Десять шотов за 500 рублей».

В 10 вечера субботы главное тусовочное место уже стало людным. Полицейские рейды накануне не испугали бизнес. Музыка вновь играла на весь квартал, но силовики, стоящие в пятидесяти метрах ближе к Невскому, не реагировали. Бары один за другим пускали посетителей.

«Да, конечно, и через два часа будем работать, и всю ночь», — ответил корреспонденту другой «промоутер».

Чуть скромнее предприниматели вели себя на главной ресторанной улице Северной Столицы — Рубинштейна. Громкая музыка доносилась из-за закрытых дверей нескольких заведений, окна были стыдливо прикрыты черной тканью, за которой все равно просматривались силуэты тусовщиков.

Вообще, чтобы понять, как Петербург выполняет новые запреты, достаточно часовой прогулки в небольшом отдалении от центра. На дверях салонов красоты висели таблички «Свободный мастер». В центрах косметологии горел яркий свет, хотя окна и задернуты жалюзи. Читатели «Росбалта» рассказывают, что без особых проблем записались на маникюр во время «локдаунской» недели.

Изобретательность проявляют и стоматологические клиники. Некоторые на словах принимают клиентов с острой болью, но на деле — по любым поводам, рассказал один из собеседников издания. А читательнице «Росбалта» врач открыл двери своего кабинета… только после 22:00.

И даже предприятия общепита, на которых в первую очередь обрушивается гнев Смольного, функционировали с нарушениями. В большинстве кафе столики действительно обтянули заградительной лентой, но кое-где просматривались посетители. Таким образом обедали, например, клиенты в одной из популярных блинных в самом центре Петроградского острова. В отдалении попались еще две забегаловки, которые работали не только навынос.

Там же, на улицах исторического района, гиды рассказывали горожанам о местных достопримечательностях. И если на Большом проспекте экскурсовода окружили всего три человека, то возле «Ленфильма» — около пятнадцати.

Локдаун никак не повлиял на оживленность Петербурга. Центральные улицы по-прежнему были наводнены горожанами и туристами. Возле музыкантов традиционно толпились десятки зевак. Сыскать свободные лавочки было трудно — везде перекусывали клиенты, заказавшие еду навынос.

Гораздо дисциплинированнее вели себя учреждения культуры: внутрь пускали только по QR-кодам. В итоге некоторым зрителям пришлось сдавать билеты. Так, в субботу вечером Михайловский театр был заполнен только где-то на 60 процентов. В Эрмитаже охранник даже сломал нос посетителю, который пытался проникнуть в музей через дверь выхода.

Жесткие правила действовали и при посещении спортивных состязаний. Смольный разрешил провести теннисный турнир St. Petersburg Open со зрителями при соблюдении эпидемиологических мер. При входе на «Сибур-арену» волонтеры проверяли QR-коды и паспорта. Очевидно, далеко не все любители тенниса успели привиться — стадион даже на полуфинальных и финальных матчах был заполнен всего процентов на двадцать.

Гуляй — не хочу!

В первые локдаунские выходные старинный Выборг пережил настоящий наплыв петербуржцев, не желающих мириться с коронавирусными ограничениями в Северной столице. Сам город, расположенный неподалеку от границы с Финляндией, находится в «красной» зоне с 30 числа. Массовые мероприятия отменены. В замок — по QR- коду, где при входе, точно также как на дверях салонов красоты, кафе, ресторанов — строгие предупреждения о мерах безопасности.

И все равно — аншлаг. Причем ажиотаж заметно сильнее, чем в обычные выходные. В соцсетях — комментарии: «Все гостиницы забронированы, квартиру посуточно не снять, все занято туристами, а местным жителям — новые ужесточения: что за двойные стандарты?»; «Да черт с ними. Улицы закрыть все равно не смогут. Так что нагуляемся!»

И нагулялись. В субботу, 30 октября, выборжане сняли видео: автобус № 11 набит битком…

Из обсуждений: «В ТЦ, музеях и т. д. свирепствует ковидла, а в транспорт он, видимо, боится залезать». В эти выходные многолюдно и в парке «Монрепо» — позади постштормовая просушка, теперь он работает без выходных.

Welcome to Murino

«QR-код, пожалуйста. А, если вы в первый раз, не нужно», — посетителей сетевого фитнес-центра в Мурино у турникетов встречает сотрудница в черном. Мужчина, который пришел в спорткомплекс «только посмотреть», проходит без QR-кода и, кажется, даже без маски. Из постоянных клиентов же выстроилась небольшая очередь.

«Я опаздываю на групповую! Теперь так что, всегда будет?» — громко возмущается девушка. Некоторые, обнаружив проверку, разочарованно разворачиваются к выходу. Видимо, решив устроить пробежку вокруг дома.

В Ленобласти в отличие от Петербурга как такого локдауна нет. Ряд ограничений ввели для «красной зоны» — это Гатчинский, Всеволожский, Бокситогорский, Тихвинский, Сланцевский, Киришский районы и Сосновый Бор. Среди нововведений — проверка QR-кодов в кинотеатрах, фитнес-клубах, банях и стоматологических клиниках. Впрочем, на эту систему перешли не везде.

«По Питеру плановая запись открыта после 8 ноября, по Ленобласти работаем, как обычно», — сообщили корреспонденту «Росбалта» в одной из стоматологических клиник в Мурино. Можно даже без QR-кода. Правда, запись чуть ли не на три недели вперед — кажется, некоторые петербуржцы решили не запускать больные зубы и по-быстрому сгонять до «Девяткино». Тем более что выходные.

Не меньше загружены в Мурино и ветеринарные врачи: местным попасть можно, но сложно. Ведь и петербургским четвероногим и мохнатым нужен уход — какие бы локдауны ни вводились.

Но тяжелее всего, в ближайшую неделю придется кафе и ресторанам — с 30 октября они обязаны требовать у всех голодных QR-код или ПЦР-тест. Требование, однако, не распространяется на общепит, который оформил «ковид-паспорт». И, по всей видимости, в Мурино большинство заведений такие паспорта оформили. По крайней мере, в гриль-ресторане и спорт-баре, куда мы заглянули в первую очередь, предложили забронировать столик на любой день без всяких QR-кодов. А за плечом официантки отлично видно, как за большим столом шумно празднуют детский день рождения: над стульями парят облака воздушных шаров и огромный розовый «Литл Пони».

А вот шавермой перекусить уже сложнее.

«Только по коду. Ни здесь, ни навынос, ничего нельзя», — развели руками сотрудники кафе, кивая на пустые столики. В бургерную проникнуть тоже не удается — ко входу подбегает девушка, предлагая сделать заказ навынос или воспользоваться приложением.

В популярной парикмахерской на улице Шувалова нас заинтриговали:

— Записаться можно?

— Можно.

— Код нужен?

— Пока нет… нет же? — женщина опасливо озирается на другую сотрудницу, пребывая в сомнениях.

Зато без проблем можно записаться «на ноготочки» по соседству — на ресепшн администраторы гордо рапортуют, что все сотрудники привиты, как будто ты — не ты, а некто из областного Роспотребнадзора. Кажется, у ребят в ближайшую неделю тоже ожидается аншлаг из питерских клиенток.

Вряд ли кто-то из обитателей Северной столицы, затосковав по торговым центрам, нагрянет в Мурино на шопинг, однако все магазины одежды и обуви сегмента «супердешево и сердито» работают — без всяких кодов и даже масок. Резиновые сапоги, во всяком случае, приобретете.

Напоследок заглянем в пару супермаркетов. Между прилавков шествуют дамы старше 65 — из тех, кому строго-настрого рекомендовали не высовывать нос из дома. Видимо, есть резон: области еще далеко до петербургских масштабов, но 374 человека за последние сутки ковид все же подхватили. Да и уровень коллективного иммунитета — ни разу не 80, а всего лишь 36%.

Леонид Смирнов, Никита Строгов, Евгения Дылева, Анжела Новосельцева

Подпишитесь