Posted 30 октября 2021, 07:42
Published 30 октября 2021, 07:42
Modified 30 ноября, 07:03
Updated 30 ноября, 07:03
Супружеские измены и мучительный поиск «идеальной половинки» — темы, которые уже не одно столетие эксплуатируются массовой культурой. И хотя по сути ничего веселого в них нет, юмор и сатира никогда не обходили их стороной.
Вышедший в октябре комедийный фильм режиссера Андрея Грачева «Идеальная жена» вроде бы призывает без драматизма взглянуть на жизнь после измены. При этом его сложно назвать типичной семейной комедией — в целом он получился скорее мрачно-ироничным, чем жизнеутверждающим.
Концепция этого фильма, снятого по мотивам пьесы Валентина Красногорова «Любопытная жена», гораздо лучше подходит именно для театральной постановки, чем для экрана. Картина очень камерная, в ней мало персонажей, сюжета и движения, действие происходит в ограниченном пространстве. А главное — кульминация и мораль как будто ничего не завершают и ни к чему не подводят, они лишь дают простор для зрительской фантазии. И это было бы неплохо, если бы авторы внесли в историю хоть немного интриги и оригинальности.
Фильм начинается с явления той самой «идеальной жены» — домохозяйки по имени Катя, которую играет Виктория Полторак. Ее безупречную фигуру подчеркивают топик и шорты, мрачный макияж и прическа слегка напоминают имидж певицы Эми Уайнхаус. Героиня соблазнительно расхаживает по нарядному дому и готовит для мужа деликатесы — воплощенная мечта мужчины, «универсальная женщина», способная доставить и эстетическое, и кулинарное, и сексуальное наслаждение. Но подчеркнутая нарочитость ее образа намекает, что в этом фарсе все не так просто, как кажется на первый взгляд.
В один момент Катерина находит в кармане пиджака мужа письмо, из которого узнает, что у нее есть молодая соперница. Когда же в кадре появляется сосед и приятель супругов Виктор (Михаил Полицеймако), выясняется еще немало пикантных подробностей, о которых Катя, как и положено идеальной жене, даже не подозревала.
Дальнейшее развитие событий смахивает на серию юморесок, объединенных темой «войны полов», быта, заедающего чувства, бесталанной затасканной лжи и нелепой, напыщенно-серьезной стратегии по сохранению семьи. Полицеймако, одетый в футболку с изображением Рэмбо, задорно обыгрывает стереотип о мужской самоуверенности. Он несет анекдотичный бред про биологию и предлагает героине предаться любовным утехам, чтобы выбить клин клином. Все это выглядит забавно, а кроме того актер прекрасно вживается в образ гротескного самовлюбленного «мачо», борющегося с кризисом среднего возраста. К сожалению, эта линия никуда не ведет и служит лишь поводом для обмена довольно банальными и устаревшими подколами.
Когда же к действию подключается муж Катерины Макс в исполнении Дмитрия Белоцерковского, запал уже успевает иссякнуть и за дальнейшим взаимодействием семейной пары наблюдать откровенно скучно. Выясняется, что любвеобильный супруг уже давно живет даже не на два фронта, найдя для этого вполне рациональные и изящные объяснения. Описывая его приключения во флэшбеках, авторы посмеялись и над хрестоматийными байками о «неизлечимо больной жене», и над убежденностью, что брошенная любовница покончит с собой. Словом, во всех этих карикатурных ситуациях блудливый муж видится самому себе одновременно героем, трофеем и жертвой — лишь подтверждая, что на самом деле любит он не «всех своих женщин», а исключительно самого себя. Все это очень правдиво и узнаваемо, однако делает персонаж совсем уж шаблонным.
Образ Катерины тоже получился утрированным, но все же гораздо более живым, и в ее репликах есть действительно удачные сценарные находки. В разговоре с Виктором она сетует, что делала супругу сельдереевый сок, массаж ступней и воротниковой зоны, но он лишь все больше задерживался на работе. Это следовало бы взять на заметку всем зрительницам, убежденным, будто изменяют исключительно «неправильным» женам.
И скорее всего «Идеальная жена» задумывалась именно как пародия на требования, которые предъявляются к современным женщинам и порой оказываются диаметрально противоположными. А неожиданный финал придает фильму философский оттенок. Сначала показан плакатно-пасторальный «семейный праздник», в котором участвует весь гарем мужа Кати, а потом следуют черно-белые кадры — главная героиня, уже в образе заурядной домохозяйки в повседневном костюме и с пучком на голове, находит то же самое письмо. И зритель сам должен решить, что этим хотели сказать авторы: что все предшествующее было лишь в чьем-то воображении, что не всегда имеет значение, как ты выглядишь, или что в вопросах личных отношений не может быть однозначных ответов.
Пожалуй, этот поворот удачно наслаивается на сюжет, оправдывая его монотонность и придавая смысл затертым шуткам и шаблонам. Но в целом неплохому ироничному проекту все же не хватило живости и глубины.
Людмила Семенова