Posted 29 октября 2021, 14:06

Published 29 октября 2021, 14:06

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Социальный психолог Рощин: У нас начинается состояние, именуемое «хронической бедностью»

29 октября 2021, 14:06
Макароны сварил, на топчане заснул — и ладно.

Россияне перестали строить планы на будущее из-за ситуации с ковидом и падением реальных доходов, считает социальный психолог Алексей Рощин.

«Все это связано не только с ковидом, но и с экономикой. Уже восьмой год падают доходы населения, а цены растут, разгулялась инфляция. В такой ситуации строить какие-то планы странно, люди думают в основном о выживании: „Нам бы день простоять да ночь продержаться“», — отметил эксперт в интервью «Труду».

Кроме ситуации экономического спада, граждан фрустрирует фактор пандемии: непонятно, когда будут новые ограничения и к чему они приведут. «Локдауны, понятно, грозят закрытием компаний — так что зарплата может не только уменьшиться, но и вообще исчезнуть. Это заставляет людей ужиматься, планировать по минимуму и иметь какие-то резервы, потому что у нас, если ты сам себе не поможешь, тебе никто не поможет. Ситуация не внушает оптимизма, так что общий настрой довольно мрачный, апатичный», — отметил эксперт.

Также по многим причинам нарастает напряжение и в семьях: речь идет не только о падении доходов, но и о сосуществовании на удаленке.

«Количество обращений к психологам сейчас выросло на 20-30%. Увеличилось и число психических расстройств, и самоубийств. Что неудивительно: все кругом вещает о болезнях и смерти, и это длится уже полтора года. Люди не выдерживают такого прессинга, и первыми страдают их близкие», — уточнил социальный психолог.

«У нас начинается состояние, именуемое „хронической бедностью“. Есть „бедность в моменте“ — это когда вы хорошо зарабатывали, а потом что-то случилось — банкротство, выгнали с работы, и денег нет. Она заставляет человека барахтаться с утроенной энергией — освоить новую профессию, переехать, часто такие провалы способствуют росту. Но если надолго задержаться в состоянии бедности, происходят психологические изменения — человек привыкает, что он беден, и смиряется. Он перестраивает свои желания: „А я ничего и не хочу!“ Макароны сварил, на топчане заснул — и ладно. День прошел — и слава богу! Эти люди привыкают к тому, что им нет смысла хотеть чего-то. Рекламу смотрят как фильм — понимают, что все это не для них. Они перестают верить в возможность улучшить свою жизнь», — пояснил Алексей Рощин.

Подпишитесь