Posted 28 октября 2021, 14:54
Published 28 октября 2021, 14:54
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Сообщившего о пытках Савельева заочно арестовали. Хотя еще накануне уполномоченный по правам человека Москалькова заявляла, что «этот смелый человек» нужен полиции лишь в качестве свидетеля, чтобы всесторонне провести расследование. Оказывается, Савельева обвиняют в незаконном доступе к видеорегистраторам ФСИН. Ну, т. е. как обычно, на пытки мы глаза закроем, а вот как ты получил к этой информации доступ — это мы с тебя спросим.
Практика это распространенная. Все расследования оппозиции о коррупционерах тоже заканчивались схожим образом. На иностранные счета и хищение денег глаза закрывали, а вот расследователи часто оказывались в бегах или на скамье подсудимых. Таков контур системы, в которой силовики играют решающую роль. Сегодня видел сообщение, в котором говорилось, как дети в школе издевались над ребенком с особым развитием и аналогично «старшим товарищам» пытали его шваброй в одно место. Ну так складывается определенная культура, которой уже не один год. Пытают в СИЗО и тюрьмах, в отделениях полиции «сажают на бутылку», а вся это изуверская сексуальность опирается на давнюю систему АУЕ (движение АУЕ признано экстремистским и запрещено на территории России), в которой «быть опущенным» — самое страшное, что может с тобой случиться в России. Как писал Пелевин в «Столыпинском вагоне»: «широка страна наша, а дорога тут одна — на петушатник».
Интересно, конечно, что еще 26 октября Москалькова заявила про Савельева: «этот человек нужен для расследования, потому что он является <…> главным свидетелем, который фиксировал эти факты, он может обладать той информацией, которая будет полезна для глубокого, всестороннего, объективного наказания виновных. Человек, который проявил смелость в том, чтобы противостоять вот этому уродливому явлению». А сегодня уже прокуратура уточняет, что Савельеву вменяют неправомерный доступ к компьютерной информации (часть 2 статьи 272 УК РФ). В Кремле заявляют, что причины розыска белоруса Савельева им неизвестны и разбираться в ситуации там не планируют, это дело правоохранителей.
Но удастся ли замолчать эту проблему? Сам факт того, что гигабайты информации появились в сети, говорит о том, что откатить ситуацию уже не удастся. Минюст, в ведении которого находится ФСИН, теперь под прицелом критики. Это сформирует людоедский образ власти во всем мире и может привести к новым претензиям со стороны Запада в адрес России. И тут с ними будет тяжело не согласиться, ведь не оправдываться же, что пытки — это наша национальная особенность.
Илья Гращенков, политолог