Posted 26 октября 2021, 13:32

Published 26 октября 2021, 13:32

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

«Театры должны работать, музыка — это тоже врачевание»

26 октября 2021, 13:32
Без зрителей петь невозможно — только с ними ощущаешь, что даришь тепло и музыку, уверена звезда мировой оперной сцены Хибла Герзмава.

В Северной столице 11 ноября огласят имена лауреатов VI Национальной оперной премии «Онегин». Петербург, Москва, Пермь, Уфа, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Воронеж, Псков — со всей России на конкурс поступило 96 заявок. Совсем скоро 33 номинанта сразятся в восьми номинациях — и лучших выберет жюри. Торжественная церемония пройдет на сцене Михайловского театра. Культурный форум, в рамках которого традиционно проходит премия, уже второй год подряд отменяется из-за пандемии коронавируса. Но театры продолжают работать, а значит, к радости всех поклонников искусства, центральное событие российской оперной жизни состоится.

Ведущими церемонии станут Сати Спивакова и Владимир Машков. 10 ноября в Академической капелле под эгидой Премии»Онегин» состоится концерт «Посвящение учителям», в которой выступят номинанты «Онегина» и лауреаты прошлых лет. А 26 ноября в Мариинском театре впервые в России на одной сцене сойдутся «лед и пламень» — латвийская меццо-сопрано Элина Гаранча и российская дива Хибла Герзмава.

О том, почему опера — это вовсе не скучно, почему театры не должны закрываться в период локдауна и почему онлайн не заменит живой звук, в интервью «Росбалту» рассказала народная артистка РФ, звезда мировой оперы, лауреат Государственной Премии в области культуры и президент Премии «Онегин» Хибла Герзмава.

— С этого года вы — президент премии «Онегин». Что для вас значит этот пост? Собираетесь менять подход к организации конкурса?

— Меня давно уговаривали стать президентом премии, и я долго думала над предложением. Ведь президентство — серьезный шаг и большая ответственность, нужно отдавать много сил и быть справедливым человеком, чтобы привнести в эту премию что-то, чего раньше не было. Сергей Лейферкус — великий человек, уважаемый и любимый мной, и он многое сделал для премии «Онегин». Я постараюсь удержать этот уровень и пойти дальше — чтобы находить новое в музыке и солистах.

И да, мы будем давать дорогу молодым, но постараемся не забыть и старшее поколение. Я имею в виду концертмейстеров, коучей, педагогов — всех, кто много сделал для оперы, искусства, России, певцов, которые открывают и закрывают театры мира. И перед награждением лауреатов премии 10 ноября состоится концерт «Памяти учителям» в зале Академической Капеллы.

Вы продолжите разрушать стереотип о том, что опера — это скучно и элитарно?

Конечно, тем более что опера сегодня — это, напротив, модно и востребовано. В залах не бывает свободных кресел — пусть и сохраняются особенности рассадки из-за эпидемиологической обстановки. Мы очень избалованы в этом плане. Опера считается элитарным искусством «не для всех», но становится все популярнее. Интереснее стали артисты, постановки, большое внимание уделяется костюмам, музыке. Каждый исполнитель по-своему интерпретирует партию, старается быть красивым и стильным на сцене. Кроме того, опера сильно помолодела — это касается и певцов, и зрителей. И благодаря нашей премии, начинающие исполнители получают известность и ангажементы, которые серьезно влияют на карьеру. Получение премии дарит им крылья.

— Как вы считаете, на популярность оперы влияет умение исполнителей проявлять гибкость в форматах и жанрах, быть разными для слушателей? Вы, например, иногда выступаете с различными джазовыми программами

— Я думаю, если у певицы есть потенциал и умение петь джазовую программу, — прекрасно, надо этим пользоваться. Для меня важно петь разную музыку. Но я стараюсь правильно расставлять приоритеты, чтобы было легче перейти с оперного исполнения на джазовое. Например, если у меня есть джазовый проект, я стараюсь не ставить оперные спектакли близко к нему по времени. Голос должен перестроиться. И я считаю, зрителю всегда интересно увидеть исполнителя в другом амплуа, другой музыке и другом стиле. Особенно, если это выглядит дорого, стильно и изысканно.

— Расскажите о проектах, в которых вы заняты, помимо премии. Что для вас сейчас важно?

— Для меня в приоритете быть здоровой и звучащей. Конечно, пандемия все поменяла, поделила на «до» и «после». Летом мне удалось выступить на сцене Арена ди Верона с «Реквиемом» Верди — это прекрасная площадка, на которой певец хоть раз, но должен появиться. Спела заглавную партию в новой постановке «Норма» Беллини в Королевском оперном театре Мадрида. Много выступлений в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, сольных концертов — и камерных программ, и с оркестром. Кроме того, у меня есть класс в Московской консерватории и в целом много общественной работы.

— Поездок за рубеж стало намного меньше?

— Да, отменились контракты с оперным театром в Милане «Ла Скала», Метрополитен-опере, Лондонской Королевской оперой «Ковент-Гарден», Венской Государственной Оперой, Дрезденской оперой. За два года пандемии многие выступления не случились. Но потихоньку европейские театры оживают, и надеюсь, мы скоро поедем. Хотя жизнь, конечно, сильно поменялась из-за ковида. Я тоже успела переболеть. Дай Бог всем здоровья.

— В Москве и Петербурге на днях объявили локдаун. Как вы восприняли эту новость?

— Я надеюсь, что он будет коротким, и не коснется театров. Хорошо, что в театрах и концертных залах соблюдаются меры предосторожности — я считаю, что в таких условиях они могут и должны работать. Музыка — это тоже врачевание. Искусство и культура спасают всех нас, людям это нужно.

Так что очень хочется, чтобы запланированные выступления состоялись. В рамках фестиваля «Хибла Гарзмава приглашает…» в Москве 24 ноября у нас должен состояться концерт с латвийской звездой и моей подругой Элиной Гаранча. С ней же мы выступаем в Мариинском театре 26 ноября.

— Как думаете, в условиях растущей заболеваемости ковидом реально ли развивать оперу в онлайн-форматах или это тщетные надежды?

— Онлайн — это ужасно. Мы всю пандемию занимались с девочками по Skype, чтобы они не расслаблялись и не теряли вокальный тонус, но с живым исполнением это не сравнится. Опера — такой вид искусства, что запись никогда не передаст всей энергетики живого звучания, которую слышишь в зале. А еще очень сложно петь без зрителей.

Я вспоминаю, как мы пели в Большом зале филармонии с Екатериной Ганелиной — полный зал, и я была невероятно счастлива. А Петербург — это же отдельное государство, удивительная и тонкая публика, которая всегда поражает. Ради нее хочется выстраивать изысканную программу, красивую, эстетичную, звучную. Тот концерт был потрясающим, было видно, как люди соскучились по опере. Я считаю, что оперные певцы обязательно должны петь перед большим залом. Только так ощущаешь, что служишь в театре, даришь тепло и музыку людям. Нам действительно очень трудно без зрителей.

Беседовала Анжела Новосельцева

Подпишитесь