Posted 26 октября 2021, 12:43
Published 26 октября 2021, 12:43
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Инициатива Министерства транспорта РФ по повышению платы за проезд по платным дорогам никого не удивит сегодня, в эпоху инфляции всеобщего роста цен. Цифры, конечно, не порадуют: многие из нас еще помнят начало эпохи платных дорог, когда их пропагандисты обещали тарифы в один рубль за километр. Теперь Минтранс предлагает установить «максимальную плату» для легковых машин в 8 рублей за километр для вновь построенных платных автострад — и 5 рублей для реконструированных. А по мостам и путепроводам — 29 рублей. А для автобусов и грузовиков — в несколько раз выше. Пока что с легковушек взимается 3 рубля 65 копеек. Эксперты сомневаются, что от таких мер будет толк.
Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»:
Отношусь к этому скептически. Это можно было бы понять, если бы на платных дорогах было много машин, и надо было бы как-то зарегулировать трафик. Но Минтранс использует такую гипотезу: повышение тарифов на трафик не повлияет, машин меньше не станет, соответственно — выручка возрастет. А я в этом сомневаюсь.
Одно дело — если вам нужно быстро проехать куда-нибудь недалеко. Тогда вопрос, уплатите вы сто или двести рублей, может быть и несущественным — особенно, если не каждый день. Но в случае с длинными маршрутами, речь идет о весьма существенном повышении. И вот тут люди начнут задумываться. И во многих случаях отказываться от автомобильных поездок.
Если вам с супругой поездка на машине в Крым по платной трассе будет стоить 35 тысяч рублей в оба конца, а в Турцию вы можете слетать самолетом по системе «все включено», уплатив за это даже 70 тысяч рублей, вы очень сильно призадумаетесь. И весьма вероятно, что в итоге полетите все-таки в Турцию на полноценный отдых.
Если вы едете в Питер, то новый максимальный тариф по М11 вам влетит в пять тысяч рублей, и это без учета бензина. А билет на «Сапсан» в непиковое время стоит 3500. Этак у вас на машине вдвое дороже выйдет. Доедете вы по М11 за шесть часов, а по бесплатной М10 — за девять. Стоят ли три часа времени трех тысяч? Смотря когда. В обычной ситуации — нет сомнения, что люди либо массово переместятся на М10 — и там опять пробки появятся, да они уже и есть. Либо поедут поездом.
Необходимо развивать финансовые инструменты по привлечению капитала в инфраструктурные проекты. Выпускать облигации, например — доступные неквалифицированным инвесторам. Привлекать кредиты. А если меньше машин будет ездить по более дорогим тарифам, то выручка не вырастет. Зарплаты у кого вырастут? Да ни у кого. А по поводу сравнения с Европой — ну, это вообще! Сравните зарплаты здесь и там.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России (ДАР):
Любое повышение вводит людей в расходы. Неизвестно, кому это больше нанесет ущерб — не исключено, что владельцам дороги. Это не то, без чего прожить нельзя. Платные дороги, вообще-то, не окупаются. На их строительстве немало людей зарабатывают. Но это «длинные деньги», они окупаются очень долго.
На Западе, в тех странах, где наиболее активно использовались такие дороги, постепенно стали от них отказываться. По причине нерентабельности и очень плохой окупаемости. Они не сразу пришли к такому выводу, сначала думали, что это выгодное вложение. Но в итоге строительство платных дорог очень сильно сократили. Деньги вложил, а возвращаешь с большим трудом. По истечении какого-то срока их возвращают государству, которое уже эксплуатирует за счет налогоплательщиков. Я полагаю, что бесплатных дорог не бывает, за них мы все платим, но проезд по ним становится бесплатным.
В нашей стране, как и в других, существует требование о том, что вы не можете строить платную дорогу, если нет альтернативной бесплатной. Она может быть хуже, длиннее, но по ней тоже можно проехать из пункта А в пункт Б. Конечно, по новой платной трассе М11 Москва — Санкт-Петербург можно проехать намного быстрее, чем по классической М10. И М11в целом окупается, но все-таки наиболее интенсивное движение по ней — в районе аэропортов. В обеих столицах: от Москвы в «Шереметьево» и от Питера в «Пулково». В аэропорт люди часто опаздывают, им надо быстрее, ничего не поделаешь. А в остальном — многие предпочитают М10.
Нам бы «эконом-класс» по все стране построить — потом уже мечтать про бизнес-класс.
Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:
Я категорически против сегодняшних повышений. Считаю, что платные дороги дорого в настоящий момент строить. На них цена завышена изначально. Да, я отлично понимаю, что у нас подорожало железо и все прочие материалы, но ведь здесь, как и с ОСАГО, смета была изначально завышена, как минимум, на 40-50%, чтобы с учетом откатов всем хватило.
Я не вижу таких показателей, которые бы отвечали классности дорог. За исключением, наверно, уже новой трассы М11, от Москвы до Питера. Но ведь даже она еще не доделана по инфраструктуре.
У нас понимают так: построили дорогу — и за это вечно берем деньги. А мировая практика говорит: вы в концессионном договоре прописываете, сколько времени дорога будет платной, а дальше она становится вообще бесплатной. С какого перепугу Минтранс хочет еще повысить цены?
Если у нас бизнес решил государству обозначить, что у него мало денег — это проблемы самого бизнеса. Попытка диктата с его стороны. Это не должно влиять на политику государства, которое, в принципе, очень много усилий направило на то, чтобы расширить в стране дорожную сеть.
Беседовал Леонид Смирнов