Posted 26 октября 2021, 17:07
Published 26 октября 2021, 17:07
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Депутаты Госдумы во вторник приняли в первом чтении сразу несколько «социальных» законопроектов. Из условно хороших новостей — в России хоть как-то повышается минимальная оплата труда. К плохим можно отнести очередную «заморозку» накопительной часть пенсии и отказ компенсировать сгоревшие советские вклады.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличивается в стране ежегодно. На этот раз решено с 1 января 2022 года поднять его на 825 рублей. Таким образом, общая сумма составит 13617 рублей в месяц. Ниже этой планки никто будет не вправе платить за работу россиянам.
Но в «Единой России» заверили, что для большинства граждан «МРОТ — это не зарплата, а минимальная гарантия». Хотя из пояснительной записки к проекту следует, что именно за эти деньги трудится около 2,7 млн человек, из которых почти половина занята в государственных и муниципальных учреждениях. Не секрет, что речь идет о низко оплачиваемом труде вахтеров, гардеробщиц и сельхозработников.
Между тем, по расчетам депутатов из КПРФ и «Справедливой России» (СРЗП), МРОТ должен составлять как минимум 31 тысячу рублей. Но в правительстве размер этой величины рассчитывают по иной методике — без привязки, например, к потребительской корзине, как предлагают это делать представители оппозиционных партий.
Ранее правительство изменило порядок расчета МРОТ, привязав его к медианной заработной плате. Но в ходе обсуждения в Госдуме выяснилось, что в прошлом году та уже отстала на несколько процентных пунктов от средней зарплаты. Ряд депутатов также обратили внимание на тот факт, что быстрее МРОТ в стране растет инфляция.
«Вы бы предложили разработчикам МРОТ перед внесением законопроекта в Госдуму самим прожить на эту величину хотя бы один квартал», — предложил представителям правительства «эсэр» Михаил Делягин. А либерал-демократ Ярослав Нилов заявил, что МРОТ хватит лишь для «биологического выживания». «Это лукавый, циничный закон, — продолжил тему его однофамилец из СРЗП Олег Нилов. — И предлагаемый здесь размер МРОТ — мизерный, жалкий, ничтожный. Это что за издевательство?».
Депутаты считают, что МРОТ напрямую связан с проблемой бедности в стране и, если говорить прямо, направлен на консервацию сложившейся ситуации. «Олигархи в лице РСПП не дают этот вопрос поднимать, сами придумали методику (расчета МРОТ по медианной зарплате) и теперь тут считаете», — возмущался коммунист Николай Коломейцев. Между тем, по его словам, есть другие, международно признанные методики, и если их применять, то окажется, что 70% населения в России «живет в нищете или рядом». «Это и есть причина кризиса — у нас нет отложенного спроса, а значит экономика работать не может», — пришел к выводу коммунист.
А независимый депутат Оксана Дмитриева указала, что, по данным Росстата за 2019–2020 годы, медианная зарплата в России все больше отклонялась от средней зарплаты. «И если на момент обсуждения в 2019 году медианная составляла 72% от средней, то в 2020 году разрыв между ними был уже 63%», — сказала депутат.
В ЛДПР же напомнили, что уже давно выступали с идеей введения в России почасовой оплаты труда. «В России труд недооценен, обесценен и унижен, он не сравним даже с самими отсталыми странами Европы», — заметил в этой связи Ярослав Нилов.
Однако замглавы Минтруда и соцзащиты Елена Мухтиярова парировала, что нынешняя величина МРОТ согласована со всеми заинтересованными сторонами. Тем не менее, по ее словам, в правительстве готовы обсуждать механизмы повышения минимальной оплаты. Один из возможных тут же предложил спикер Госдумы Вячеслав Володин, высказавшийся за введение уголовной ответственности для работодателей, выдающих своим работникам зарплаты на уровне МРОТ. «Тем, кто так делает, надо совесть вернуть и поспособствовать этому через уголовную ответственность», — заметил Володин.
Другой вопрос — компенсация гражданам «сгоревших» советских вкладов, которую депутаты этот раз отложили по предложению правительства на 2025 год. Володин убежден, что это деяние останется на совести «тех, кто развалил страну (СССР)». Исходя из этого, надо понимать, что нынешнее руководство Российской Федерации (которую по Конституции объявили правопреемником Советского Союза) не считает себя обязанным расплачиваться по долгам с клиентами советского Сбербанка.
Замглавы Минфина Алексей Моисеев ответил на похожий вопрос в том духе, что у нынешней власти могут быть разве что «моральные обязательства» перед лишившимися своих сбережений гражданами. «Никакого долга в юридическом смысле у правительства нет. Смысл в том, что эти деньги (частично произведенные компенсации по вкладам) не были правильно индексированы. Поэтому это моральное обязательство, связанное с индексацией в связи с гиперинфляцией 1990-х годов», — пояснил Моисеев.
«То есть пришла инфляция, как ковид, и внезапно обобрала наших граждан, а неэффективная работа правительства здесь ни при чем?», — возмутился в ответ коммунист Алексей Куринный.
Между тем, по подсчетам правительства, на решение этой проблемы необходимо 150 трлн рублей. Понятно, что такие деньги выплачивать гражданам никто не собирается. Поэтому, как заметили отдельные депутаты, в правительстве просто подождут, пока потихоньку перемрут все владельцы советских вкладов, а молодого поколения эта история будто бы и не касается.
Судя по всему, похожая судьба ожидает и взносы, направленные на формирование накопительной части пенсии, которые Госдума с подачи правительства теперь «заморозила» уже до 2024 года. Примечательно, что при обсуждении этого вопроса в Госдуме на прошлой неделе сумма взносов называлась на уровне почти 5 трлн рублей. Во вторник же чиновники из правительства ополовинили ее, оценив в 2,5 трлн рублей.
На что и обратила внимание Оксана Дмитриева. Она также заявила, что в действительности «никаких накопительных пенсий не существует и никто их не будет ни начислять, ни выплачивать». «Они просто обесценились, и надо ставить вопрос о том, чтобы вернуть наколенные деньги гражданам или направить их на индексацию страховой части пенсии», — такой выход из ситуации предложила Дмитриева.
Елена Земскова