Posted 25 октября 2021, 17:27

Published 25 октября 2021, 17:27

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Отношения с Германией грозят рухнуть на американское дно

25 октября 2021, 17:27
В переговорах по созданию нового немецкого правительства ведущую роль пытаются играть силы, настроенные на конфликт с Россией.

Формирование нового леволиберального правительства Германии во главе с Олафом Шольцем (СДПГ) может завершиться уже в первую неделю зимы, а точнее ко Дню святителя Николая (Nikolaustag), который отмечается 6 декабря. Ранее три партии: СДПГ, «Зеленые» и «свободные демократы» (СвДП) приступили к переговорам о создании так называемой «светофорной» коалиции (названной так по партийным цветам — красный, зеленый, желтый).

Детали соответствующего соглашения начнут обсуждаться уже на этой неделе — 27 октября. Как ожидается, больше двадцати рабочих групп от трех партий согласуют свои позиции к первой декаде ноября, после чего вынесут их на рассмотрение в основных переговорных группах.

Напомним, по итогам выборов в Бундестаг, состоявшихся в ФРГ 26 сентября, ни одна из немецких партий не смогла получить большинства в парламенте. Формальным победителем выборов стали социал-демократы, заручившиеся поддержкой 25,7% избирателей. Однако консервативный союз ХДС/ХСС, доминировавший в немецком парламенте с 2005 года, отстал совсем ненамного (24,1% голосов). На третьем и четвертом местах, как и ожидалось, расположились «Зеленые» и СвДП — за них проголосовали 14,8% и 11,5% избирателей соответственно. «Альтернатива для Германии» (АдГ) получила 10,3% голосов немцев, а «Левые» не сумели преодолеть избирательный барьер (4,9%) при голосовании по партийным спискам, но все равно проскочили в парламент за счет трех кандидатов, победивших в одномандатных округах.

У социал-демократов и консерваторов были почти равные шансы возглавить немецкое правительство, но вышло так, что за них фактически все решили представители двух малых партий — «Зеленые» и СвДП. Именно они сразу после выборов вначале провели между собой предварительные переговоры, а уже затем по отдельности встретились с ХДС/ХСС и СДПГ.

Многие наблюдатели сомневались в возможности создания «светофорной» коалиции из-за многочисленных противоречий между «красными», «желтыми» и «зелеными» (хотя такую партийную комбинацию ранее уже опробовали на региональном уровне — в земле Рейнланд-Пфальц).

На данный момент известно, что партнеры по будущей коалиции достигли соглашения по некоторым важным вопросам, вроде повышения минимальной оплаты труда до 12 евро в час. То же самое касается отказа от повышения налогов (в том числе, для богатых), а также от дальнейшего увеличения пенсионного возраста и урезания пенсий; обязательства строить ежегодно в стране 400 тысяч новых квартир; замены пособия по безработице Hartz IV на так называемое «гражданское пособие» (Bürgergeld); отказа от введения ограничения скорости в 130 км/ч на немецких автобанах и т. д.

В то же время есть вопросы, по которым три партии занимают принципиально разные позиции. Среди них защита климата и переход на электромобили; цены на энергоносители; миграционные вопросы; меры по борьбе с пандемией коронавируса и т. д.

Отдельно стоит упомянуть разногласия насчет политики в отношении России, включая судьбу «Северного потока-2». Этот вопрос может оказаться одним из самых больших камней преткновения в переговорах о будущей коалиции. Как известно, против запуска российского газопровода в эксплуатацию резко выступают «зеленые» и «свободные демократы», в то время как социал-демократы в условиях разразившегося энергетического кризиса демонстрируют прагматичный настрой. Так, сопредседатель СДПГ Норберт Вальтер-Борьянс недавно заявил, что «Северный поток-2» должен заработать как можно скорее. Между тем, лидер «Зеленых» Анналена Бербок настаивает на том, чтобы отказать в выдаче разрешения на его эксплуатацию.

Кроме того, для Москвы, рассчитывающей на сговорчивость Берлина в условиях рекордного роста цен на газ, ситуация может серьезно осложниться, если в новом немецком правительстве появится новое суперминистерство по климату, энергетике и транспорту, которое, почти наверняка, возглавит сопредседатель «Зеленых» Роберт Хабек. Тогда о газовом экспорте, скорее всего, придется договариваться именно с ним.

При этом Бербок по-прежнему прочат должность министра иностранных дел. Если оба эти назначения произойдут одновременно, нельзя исключать, что российско-немецкие отношения начнут развиваться по американскому (то есть крайне негативному) сценарию. Если, конечно, в ситуацию вовремя не вмешается пока что миролюбиво настроенный Шольц.

Стоит отметить, что радикальный настрой «зеленых», стремящихся любой ценой предотвратить «изменение климата», уже вызывает недовольство в немецком обществе, в том числе, у значительной части обывателей, поскольку амбиции политиков могут прямо повлиять на толщину их кошельков. К примеру, сторонники Бербок с ходу предложили отменять любые государственные субсидии, которые влекут за собой «ущерб климату».

Несложно догадаться, что такой курс приведет к удорожанию всего — от топлива на заправках до молока в магазинах. И это, не считая уже подскочивших вверх цен на отопление и электроэнергию, которые нынешней зимой обещают оказаться и вовсе запредельными. Одновременно с этим «зеленые» предлагают выделять с 2022 года из бюджета по 50 млрд евро на перевод экономики и домовладений на возобновляемые источники энергии.

Впрочем, если пост министра финансов в новом правительстве достанется лидеру СвДП Кристану Линднеру, вовсе не факт, что «зеленым» удастся реализовать хотя бы половину своих климатических амбиций. Между тем, именно от того, кто займет должность главы Минфина, и будет зависеть обеспечение договоренностей по созданию будущей коалиции.

Елена Земскова

Подпишитесь