Posted 22 октября 2021, 11:25
Published 22 октября 2021, 11:25
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Демонстранты и уличные активисты, многократно привлеченные к административной ответственности, рискуют попасть под «политическую» уголовную статью с обвинениями в пособничестве терроризму и в экстремизме. Отработанную силовиками схему привлечения активистов к уголовной ответственности обнаружила «Новая газета», журналисты которой отмечают, что сейчас чаще всего жертвами этой схемы становятся мигранты.
Такие выводы они сделали после проверки ряда судебных решений на предмет совпадения фамилии и инициалов подвергнутых множественным административным арестам по статьям 20.1 («Мелкое хулиганство») и 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции») с фамилиями и инициалами тех, против кого следствие подавало в суды ходатайства об аресте по обвинению в уголовном преступлении.
Отбирались для проверки только те административные дела, между которыми проходило не более 17 суток (15 суток — максимальный срок административного ареста плюс двое суток — максимальное время задержания без судебного решения). Отсеивались и те, кто когда-то был привлечен за реальное хулиганство и через какое-то время после этого попался уже на реальном уголовном преступлении.
Вот несколько человек, обнаруженных журналистами. Рамазон Давлатов в декабре 2017 года и начале января 2018 семь раз привлекался к административной ответственности. Он провел под арестом около 25 суток за мелкое хулиганство и неподчинение требованиям полицейских. Под последний административный арест Давлатова поместили 3 января 2018 года. И уже 11 января он оказался в СИЗО как подозреваемый по части 2 статьи 205.5 УК РФ («Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической»). 4 апреля 2019 года 2-м Западным окружным военным судом Давлатову был вынесен обвинительный приговор, но какой именно и за что — неизвестно.
Билолдин Паттаев: впервые был задержан в ночь на 23 июня 2020 года за мелкое хулиганство, в тот же день был оштрафован. Вечером этого же дня — был снова задержан, уже по статье о неповиновении полиции, и арестован на 15 суток. Сразу после выхода из спецприемника Паттаев также оказался в СИЗО по подозрению в терроризме. Он и его подельник Шахзод Икром Умматкулов были обвинены в подготовке теракта в день проведения парада Победы 24 июня 2020 года. В апреле этого года 2-й Западный окружной военный суд признал Паттаева виновным в содействии террористической деятельности и приговорил к восьми годам лишения свободы, из них три — в тюрьме.
Талант Онуров, инвалид по слуху четвертой степени: был задержан 11 октября 2019 года неподалеку от отделения полиции по району Котловка. Получил 10 суток административного ареста. После освобождения 21 октября на выходе из спецприемника Онурова встретили знакомые. И в этот же день в метро он снова был задержан полицией якобы за совершение мелкого хулиганства. Двух его знакомых отпустили. Онурову дали еще восемь суток административного ареста. В день освобождения (29 октября) его приехала встречать мать, но Онурова вывел из спецприемника какой-то мужчина в штатском, посадил в машину и увез. Уже 3 ноября Черемушкинский районный суд арестовал Онурова по уголовному делу о терроризме. В феврале 2019 года его приговорили к семи годам лишения свободы по обвинениям в покушении на совершение теракта и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в интернете.
Бегали Мардоев: в первый раз материал по его делу был подан полицейскими в Тушинский районный суд 27 сентября 2018 года, судья вернула дело обратно в отдел полиции из-за неполноты сведений и разногласий между документами. Но уже 28 сентября та же судья на основе исправленных материалов дела назначает Мардоеву наказание в виде ареста на пять суток за мелкое хулиганство. Освободиться Мардоев должен был 1 октября, но 2 октября Останкинский районный суд помещает его в СИЗО по подозрению в возбуждении ненависти либо вражды, позже следствие переквалифицирует статью на более тяжкую «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». 21 марта 2019 года Мардоев был приговорен Западным окружным военным судом к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
«Новая» пишет, что изучала только московские случаи, «но что-то нас заставляет предполагать, что подобная схема распространена не только в столице». «И, возможно, фамилии обвиняемых в этих и подобных делах совпадают с фамилиями „террористов“ и „экстремистов“, упоминаемых в отчетах ФСБ и Центра „Э“ о своей эффективной деятельности», — заключают журналисты.