Posted 12 октября 2021, 12:19
Published 12 октября 2021, 12:19
Modified 30 ноября, 06:53
Updated 30 ноября, 06:53
После придания гласности сведений о страшных, извращенных пытках, которым подвергались заключенные в ОТБ-1 УФСИН по Саратовской области, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин опубликовал статью о возможных мерах по борьбе с практикой подобных истязаний. О том, как СПЧ, совместно с Минюстом намерен решать эту проблему, он рассказал в подкасте «Росбалта» «Включите звук».
— В своей статье вы обозначили несколько путей решения этой сложнейшей задачи. Пункт первый: возвращение правозащитников в Общественные наблюдательные комиссии. Как это в современных реалиях сделать, если в марте этого года мы были свидетелями удаления из ОНК Москвы известной правозащитницы Марины Литвинович?
— Ситуация с Литвинович или с Олимпиадой Усановой из Нижегородской области — это вершина айсберга. Существует огромное количество способов борьбы с правозащитниками внутри ОНК. Их туда не пускают, потом их оттуда исключают. Тех, кто пришли туда не правозащитниками, но в процессе общественного контроля обнаружили интерес к защите прав человека в местах принудительного содержания, Общественная палата не избирает на второй срок.
Существует несколько способов, как эту проблему победить. Во-первых: необходимо внести изменения в законодательство. Требуется убрать из закона норму о том, что из ОНК исключаются лица, у которых есть близкие родственники, отбывающие наказания; лица, которые сами, когда-то отбывали наказание. Необходимо отменить норму, что не могут быть членами ОНК те, кто выдвинут организациями, признанными «иностранными агентами».
Самое главное, конечно, нужно передать формирование ОНК из рук Общественной палаты, которая испытывает серьезное давление со стороны определенной части силовиков, в совместное ведение Уполномоченного по правам человека, СПЧ и той же Общественной палаты.
— В теории прокуратура и Следственный комитет должны заниматься защитой прав заключенных. Как можно направить их усилия на выполнения своих прямых обязанностей?
— Это очень просто. Мы выяснили 20 лет назад, что нет методики проверки органами прокуратуры расследований следственными органами дел о пытках. Ее нет до сегодняшнего дня. Известно, что в Следственном комитете делами о пытках в правоохранительных органах занимается очень маленькое подразделение, которое буквально завалено материалами и реально проводить расследования не может. Необходимо выяснить, каковы потребности этого отдела и принять меры, чтобы он работал согласно принятым стандартам по количеству сотрудников и нагрузкам. Не должно быть так, чтобы на одного следователя приходилось полтысячи дел, которые он даже подшивать не успевает.
Не секрет, что оперативные подразделения, которые сопровождают дела о пытках в колониях — это структуры тех же самых учреждений. Получается, что лейтенант Иванов собирает материалы для проверки деятельности своего друга лейтенанта Петрова. Это совершенно недопустимо. Необходимо, чтобы всегда такая проверка шла, по крайней мере, со стороны вышестоящего органа исправительной системы.
Самое главное — пытки необходимо криминализировать. Мы с вами видим, что до сегодняшнего дня понятие «пытка» присутствует только, как примечание в статье 117 УК РФ (истязание). Оно не касается, как правило, должностных лиц.
— Но это требует внесения изменений в Уголовный кодекс. Могут ли правозащитники, представители общественных организаций воздействовать на депутатов Госдумы последнего созыва?
— Здесь необходима совместная позиция Минюста, Уполномоченного по правам человека и Совета по правам человека при президенте РФ. Сегодня такая позиция складывается. 13 октября в СПЧ и в Минюсте пройдут заседания, посвященные этой теме. Они по времени накладываются друг на друга, но уже сегодня мы находимся во взаимодействии. Я поставил перед ФСИН вопрос о как можно более скором выезде в те регионы, откуда нам поступают тревожные сигналы.
Беседовал Петр Годлевский
Полностью подкаст с Андреем Бабушкиным слушайте здесь.