Posted 8 октября 2021, 15:53

Published 8 октября 2021, 15:53

Modified 30 ноября 2024, 07:02

Updated 30 ноября 2024, 07:02

Афганский хаос, отдающий позором, играет на руку Трампу

8 октября 2021, 15:53
Рекордное падение рейтинга Джо Байдена и перспективы новой битвы за пост президента США в 2024 году комментирует эксперт Александр Шумилин.

Рейтинг президента США Джо Байдена упал на рекордную величину. Согласно социологическому опросу, проведенному Квиннипэкским университетом, лишь 38% американцев высказали одобрение его деятельности. Это самый низкий результат поддержки главы государства среди пяти последних президентов к концу первого года их правления, начиная с Билла Клинтона (60%), Джорджа Буша-младшего (82%), Барака Обамы (50%) и Дональда Трампа (39%).

Одновременно другой опрос, недавно проведенный газетой The Hill, показал, что 44% сторонников республиканцев хотят, чтобы бывший глава Белого дома Дональд Трамп выставил свою кандидатуру на выборах президента в 2024 году.

О том, в чем причины столь низкой популярности Джо Байдена, обозревателю «Росбалта» рассказал главный научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт по проблемам евроатлантической безопасности Александр Шумилин.

— Как вы оцениваете падение рейтинга Байдена? Есть с чем или с кем сравнить?

— Очень сильное падение. Конечно, можно сравнить его результаты с соответствующими показателями Трампа и Обамы после первого года их правления, но у Байдена они самые низкие. Так что можно говорить об определенном тренде — у двух его предшественников после первого года правления рейтинги одобрения опускались достаточно низко, хотя и не до такого уровня, как у нынешнего президента.

— В чем причина этого?

— Как и у двух других президентов перед ним, основная причина падения рейтинга Байдена — в расхождении между предвыборными обещаниями и реальными делами. Что касается нынешнего главы Белого дома, то здесь, видимо, основную роль сыграла его внешняя политика, а также действия в сфере здравоохранения в время пандемии. Борьба с ковидом не стала более эффективной по сравнению с временами Трампа, несмотря на всю жесткую критику методов предыдущего президента, звучавшую со стороны специалистов. В начале правления Байдена были предприняты некоторые серьезные шаги на этом направлении, но они не получили существенного развития и не дали качественных изменений ситуации в лучшую сторону. Вообще, Байден в сфере здравоохранения находится в тех же рамках, что и Трамп.

— По-моему, Байден находится в тех же рамках, что и Трамп, и во внешней политике.

— Да. То, что было негативом во внешней политике Трампа, сохраняется в таком же качестве и в политике Байдена на внешней арене. Например, был реализован максимально негативный сценарий выхода США и Афганистана.

— При этом Трамп как раз обещал вывести американские войска из этой страны, но не вывел, а Байден это сделал…

— Главное, что Байден обещал уйти из Афганистана достойно и для этого были возможности. Но он поспешил выйти оттуда до символической для США даты — 11 сентября, пренебрегая предупреждениями американских военных. И теперь весь этот хаос, отдающий позором, полностью лег на Байдена. Хотя, действительно, выход был запланирован еще Трампом, который задал его рамки, в том числе, своими переговорами с «Талибаном» (террористическая организация, запрещенная в России).

Эти провалы Байден решил компенсировать созданием Америкой двух антикитайских блоков — с Австралией и Британией (AUKUS) и с Австралией, Индией и Японией (QUAD).

Правда, из-за создания AUKUS у США обострились отношения с Францией и понадобились дополнительные усилия, чтобы нейтрализовать негативные моменты от этого шага.

Помимо этого, считается, что Байден не был достаточно тверд по отношению к Москве. В частности, совсем не в духе настроений многих американских избирателей он действовал по отношению к «Северному потоку-2» и Германии в целом. Возникший в Европе газовый кризис рикошетом также бьет по рейтингу нынешнего американского президента.

— Вы считаете, что свою роль могла сыграть довольно мягкая позиция Байдена по отношению к запуску «Северного потока»?

— Да, хотя газовый кризис в Европе стал возможен из-за политики Байдена лишь отчасти. Некоторые наблюдатели в США считают, что этот кризис стал отчасти и результатом газового шантажа Кремля, вдохновленного успехом «Северного потока-2», и стремящегося ввести эту газовую трубу в действие.

Байден обещал «наказывать» Москву за «плохое поведение» на международной арене, но получается наоборот — на газовом рынке Европы торжествует Россия. Вообще, все обещания Байдена быть жестким в отношении российского президента, как и турецкого лидера Реджепа Эрдогана или саудовского кронпринца Мухаммеда ибн Салмана, как-то снивелировались.

— А какова политика администрации Байдена внутри страны? Насколько она сказалась на его рейтингах?

— Во внутренней политике Байден особых дров не наломал. Актуальность темы межрасовых отношений в первые десять месяцев его правления несколько снизилась, но он начал проводить резко антитрамповскую линию по отношению к беженцам (в частности, афганским) и слегка озадачил этим часть американцев. По отношению к беженцам и мигрантам он снял все те запреты и преграды, которые были возведены при Трампе. Но в данном вопросе Байден действовал в соответствии со своими предвыборными обещаниями.

— Понимаю, что до следующих президентских выборов 2024 года в США еще далеко. Тем не менее хотел бы все же спросить, как вы оцениваете шансы на них Трампа, учитывая, что согласно некоторым опросам, около половины республиканских избирателей хотели бы видеть его в качестве кандидата?

— Сложно это прогнозировать. Трамп уже входит в президентскую гонку и идет в ней на контрапункте с Байденом. Как мне представляется, на данный момент для многих американцев Трамп с его набором негатива по отношению к Байдену сейчас выглядит несколько более привлекательно.

Беседовал Александр Желенин

Подпишитесь