Posted 7 октября 2021, 14:20
Published 7 октября 2021, 14:20
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Пробиться в области музыкальных сочинений непросто, если нет связей и работающих социальных лифтов. Открытый конкурс композиторов им. А.П. Петрова призван исправить несправедливость. Большой зал Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии на один вечер, 9 октября, станет прибежищем для композиторов, которые хотят донести до публики собственные сочинения. Члены жюри выберут лучших в номинациях «Песня и эстрадный романс», а также кавер-версиях произведений выдающегося музыкального деятеля.
Почему важно поощрять современных сочинителей? Что получает зритель от состязания композиторов? Как развивается Открытый конкурс сегодня? И почему нельзя отгораживаться от зарубежных деятелей? На эти и другие вопросы ответила
художественный руководитель Фонда Андрея Петрова, композитор Ольга Петрова.
— Ольга Андреевна, конкурс композиторов имени Андрея Петрова проводится с 2007 года. Вы помните, как все начиналось?
— Инициатива проведения конкурса принадлежала Союзу композиторов Санкт-Петербурга и Филармоническому обществу. Они организовывали и провели первые два конкурса. А с третьего подключился наш Фонд Андрея Петрова, который к тому моменту уже активно работал. Мы подхватили эстафету.
— А почему решили подключиться? Вряд ли ведь потому, чтобы отдать должное выдающемуся композитору, чьим именем и назван конкурс? Цель бесспорная, но, уверен, не главная. Зачем понадобилось мероприятие?
— Дело в том, что композиторам, особенно пишущим симфоническую музыку, непросто донести свои произведения до широкой публики. Сочинителям, работающим в эстрадном жанре, стать востребованными тоже довольно трудно. Многие талантливые авторы перестают творить, переключаются на какую-то иную сферу деятельности. Наш конкурс побуждает композиторов к созданию новой музыки, помогает им быть услышанными.
— Наверняка ведь действуют и другие подобные состязания?
— Конечно, есть прекрасные конкурсы композиторов, многие из которых проводятся на протяжении десятилетий. Но в них, как правило, специализируются на камерной, хоровой музыке. Кроме того, большинство из них устраиваются для молодых композиторов. Часто композиторы раскрываются ближе к зрелости, творческий процесс для многих напрямую связан с накоплением жизненного опыта. Такая уж это профессия! Именно поэтому для нас важно подчеркнуть, что на Открытом конкурсе композиторов имени Андрея Петрова нет никаких возрастных ограничений.
— Мне понятно, что существование подобных институций, выдающих награды, необходимо: всегда приятно получить признание по итогам упорного труда. Но все это касается самих участников конкурса. А что получает зритель, слушатель от подобных мероприятий?
— Посмотрите на афиши филармонических залов — в основном классика! Изредка звучит музыка современных композиторов, которым удалось завоевать себе имя. Сколько интересной музыки, созданной нашими современниками, остается несыгранной и неуслышанной. Наш конкурс — возможность познакомиться с ней.
— Что, на ваш взгляд, важнее — финальная номинация или победа?
— Получить награду, конечно, значимо и приятно. С другой стороны, если учесть количество поступающих в оргкомитет конкурса заявок на участие, оказаться в финале и исполнить собственные сочинения — уже победа.
— Среди нас живут творческие целеустремленные люди, для которых проигрыш в конкурсах не проходит бесследно. Это всегда немного рана, травма, пусть и самая безобидная, но требующая восстановления. Я знаю таких товарищей. Есть ли шанс свести на нет горечь поражения?
— Творческий конкурс — не спортивное состязание, где доля секунды дополнительного усердия — и ты становишься чемпионом. К сожалению, неизбежен субъективизм в оценке. Чтобы приблизиться к золотой середине, мы всегда стараемся приглашать в жюри композиторов и музыкантов с разными взглядами на музыку, приверженцев разных стилей и направлений. Такая политика дает возможность не похожим друг на друга композиторам выйти в финальную часть конкурса.
— Вы действительно всегда приглашали именитых деятелей в жюри. Кто в этом году судит участников?
— Председательствует в жюри XV Открытого конкурса композиторов легендарный композитор Эдуард Артемьев. В составе жюри — Народный артист России дирижер Сергей Скрипка, композитор и поэт, продюсер, основатель музыкального лейбла «Снегири-Музыка» Олег Нестеров, композитор Станислав Важов, руководитель Театра Детей Марины Ланда, композитор Марина Ланда, пианист и аранжировщик Александр Богачев, музыкальный продюсер Олег Грабко, доктор искусствоведения, историк театра, продюсер Константин Учитель, лидер группы «Сурганова и Оркестр» Светлана Сурганова и музыкант, композитор, актер театра и кино Максим Леонидов.
— Я же правильно понимаю, что сочинения поступают на суд жюри анонимно?
— Абсолютно верно. Так мы соблюдаем принцип беспристрастности. Особенно важен он потому, что иногда направляют заявки известные композиторы, и одно их имя может повлиять на жюри. Так что даже на финальном туре, когда, казалось бы, осталось всего двенадцать человек в песенном конкурсе, жюри до конца не знает, кто прошел так далеко.
— Кстати, очень любопытно, что участвуют именитые сочинители. Уместно ли это? Не уступить ли дорогу тем, кто еще не успел занять нишу и получить известность как композитор? Или если душа просит, то почему бы не поучаствовать?
— Именно! Какая разница, знают тебя или нет, если ты написал что-то особенное и хочешь этим поделиться? Правда, важно уметь не очень болезненно переживать проигрыш.
— Номинация «симфоническая музыка» планируется к объявлению в следующем году. В этом же сезоне жюри отметит участников за лучшую «песню и эстрадный романс». Это уже традиционные для конкурса награды. Но что за номинация «Андрей Петров 21 века»? Я правильно понимаю, что она новая?
— Да, мы ввели ее с этого года в качестве эксперимента, на который нас вдохновил другой эксперимент. Готовясь к празднованию 75-летия со дня рождения Андрея Павловича, Олег Грабко предложил музыкантам поучаствовать в альбоме кавер-версий песен Андрея Петрова. И многие известные и не очень известные музыканты на этот призыв откликнулись. В диск, получивший название «Андрей Петров 21 века. Коктейль для композитора», вошли порядка 20 композиций, на самом деле их было гораздо больше. Андрей Павлович принимал активное участие в подготовке этого альбома, отслушивал материалы, давал какие-то рекомендации, был взволнован, растроган и очень признателен. В общем, взяв за основу идею пятнадцатилетней давности, мы открыли в этом году новую номинацию, на участие в которой поступило тридцать заявок. Три композиции вышли в финал.
— Считаете ли Вы этот опыт удачным?
— Думаю, да. Посмотрим, как сочинения прозвучат в финале, потому что одно дело — запись, а другое — живое исполнение.
— Второй год мы живем в условиях пандемии. Повлияли ли новые реалии на конкурс, его формат и содержание?
— В прошлом году на участие в конкурсе в симфонической номинации поступило рекордное количество заявок: более 500 из 44 стран! Пандемия — благодатное время, чтобы сидеть дома и творить. В финал вышли произведения четырех иностранных авторов. Обычно композиторы прилетают в Петербург, наблюдают за репетициями оркестра, присутствуют на финальном концерте конкурса, но на этот раз привезти зарубежных сочинителей не было никакой возможности, так как границы были закрыты. Нам пришлось организовывать репетиции в режиме онлайн: оркестр репетировал в Петербурге, а композитор слушал, сидя в Лондоне или Нью-Йорке, или где-нибудь еще. Финал конкурса в Большом зале Филармонии также проходил в режиме онлайн. Таким образом, все желающие из любого уголка мира с помощью современных технологий получили возможность увидеть этот концерт в режиме реального времени.
В этом году другая ситуация. Пока что запретов нет. Надеемся на лучшее.
— А сколько заявок пришло?
— 470. Ежегодно на конкурс композиторов в номинации «Песня и эстрадный романс» поступает от 450 до 500 заявок, в симфонической номинации — 150-200.
— Конкурс стал именоваться открытым. Как я понимаю, это не просто какая-то формальность. Имеется в виду снятие барьеров для участников из других стран. Получилось ли мероприятие спустя годы по-настоящему международным?
— Мне кажется, да, по крайней мере в симфонической номинации, что вполне логично. Впрочем, в этом году мы получили заявки из Белоруссии, Бельгии, Эстонии, Германии.
— Я уверен, что кто-то может подумать: «Зачем открывать конкурс для зарубежных композиторов? Это создает ненужную конкуренцию нашим сочинителям, чьи имена и так неизвестны публике».
— Мне кажется, что музыка — интернациональное искусство, не нужно замыкаться в границах собственного мира. Зачем дополнительные ограничения? Все-таки интересно узнать, что происходит в других музыкальных культурах, согласитесь?
— Поддерживаю. Что нас ждет на финальной церемонии?
— В первом отделении в исполнении солистов музыкальных театров прозвучат 12 произведений финалистов номинации «Песня и эстрадный романс», и жюри удалится, чтобы определиться с победителями. Второе отделение начнется с музыки Андрея Павловича Петрова. Судьи вернутся, чтобы увидеть выступления участников номинации «Андрей Петров 21 века» и снова уйдут в совещательную комнату. И вновь будут звучать песни и романсы Андрея Павловича. Вечер завершится объявлением победителей и церемонией награждения.
— А зрители смогут на это посмотреть?
— Конечно, это открытое мероприятие. Можно купить билеты — совсем недорогие, кстати. Будем очень рады, если концерт посетят много зрителей. Более того, мы ввели приз зрительских симпатий, так что публика сама поучаствует в награждении.
Беседовал Никита Строгов