Posted 5 октября 2021, 10:56
Published 5 октября 2021, 10:56
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Модернизация столичной системы образования началась больше 10 лет назад. Каждый год в городе появлялись новые комфортные школы с химическими и физическими лабораториями, IT-классами, медиа-центрами, мастерскими для уроков технологии. Старые школьные здания тоже трансформировались в современные образовательные площадки, где учиться не только удобно, но и приятно. В школьных дворах на месте старых спортивных снарядов вырастали новые спортивные площадки и целые стадионы. Но главное — столичные педагоги не только учили, но и сами постоянно учились.
«Московские педагоги — лучшие на свете»
«Учитель — это начало начал, первооснова. Человек может стать строителем, врачом, космонавтом, ученым, артистом. Но сначала он приходит в школу, к учителю, от которого многое зависит в судьбе ребенка», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
По словам столичного градоначальника, сегодня в системе московского образования работают 55 тысяч учителей, из них 16 тысяч — учителя начальных классов.
«Московские педагоги — лучшие на свете. В этом мы еще раз убедились в период пандемии. В прошлом учебном году они провели более 17 млн дистанционных уроков, к которым единовременно подключались свыше 600 тысяч учеников. Ничего подобного никто в мире не делал. Благодаря этому наши учащиеся подтвердили высокий уровень знаний и на ЕГЭ, и на Всероссийской олимпиаде школьников», — отметил Собянин.
Быстро перестроиться в дистанционный формат работы и не потерять в качестве столичным педагогам удалось во многом благодаря тому, что они и сами не разучились учиться, постоянно повышая квалификацию и подтверждая ее в профессиональных олимпиадах и конкурсах.
Работа в режиме «постоянного роста»
Специально для московских учителей в столице создали портал дополнительного профессионального образования — dpomos.ru. На этом ресурсе больше 477 курсов для разных категорий специалистов. Учителя могут выбрать очный, очно-заочный или дистанционный формат обучения, нужное им направление повышения квалификации и организацию, в которой хотят учиться. Также актуализацией знаний московских педработников занимается Корпоративный университет московского образования. В прошлом учебном году свою квалификацию повысили порядка 60% московских учителей. Уровень квалификации и профессионализма московские педагоги подтверждают в рамках аттестации. В прошлом учебном году ее прошли больше 20 тысяч педагогических работников. Больше семи тысяч получили первую квалификационную категорию, еще 3,3 тысячи — высшую.
Мастерство и общественное признание
Для столичных педагогов при поддержке департамента образования и науки Москвы создана целая система профессиональных конкурсов и олимпиад. Они ежегодно участвуют в городском конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Учитель года Москвы», который проводится в столице. Каждый год отбор для участия в конкурсе проходят больше 10 тысяч московских учителей.
Педагоги проходят метапредметную олимпиаду «Московский учитель», олимпиаду «Учитель школы большого города», соревнуются в конкурсах «Новый учитель новой информатики», «Самый классный классный», «Современный московский учитель». Результаты олимпиад и конкурсов учитывают при аттестации педагогов.
Школа ковидного времени
Новый учебных год начался в столичных школах в традиционном формате, дети снова вернулись за парты. Но пандемия заставляет оставаться на чеку. Во всех городских учебных заведениях приняты необходимые меры по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности сотрудников и учащихся. Потоки учащихся разделили, минимизировали их перемещения по школе, на входе всем измеряют температуру и постоянно дезинфицируют здания. Вакцинацию от новой коронавирусной инфекции прошли 86,5% работников образования. Но несмотря на все меры предосторожности в городе продолжает действовать четкий алгоритм работы в случае заболевания учащихся и ухода класса на карантин. Подстраховались организаторы образования и на тот случай, если заболеет педагог.
«Учитель на замену»
Чтобы иметь возможность оперативно заменить учителя, который ушел на больничный, в столице организовали сервис, который так и называется — «Учитель на замену». С его помощью директора школ могут найти того, кто будет вести уроки, пока штатный педагог на больничном. Это могут быть педагоги дополнительного образования, которые в первой половине дня, как правило, свободны от своей основной работы — ведения кружков и секций.
Также в этом сервисе учителя могут найти ассистентов, которые помогут им вести уроки в дистанционном формате. Такими помощниками могут стать студенты педагогических вузов и колледжей, для которых эта работа будет считаться педагогический практикой.
В прошлом учебном году московские школы привлекли 669 педагогов и студентов для замены учителей и работы в качестве ассистентов. Всего за месяц с начала нового учебного года сервисом воспользовались директора 30 московских школ. Для временной замены основного учителя туда направили уже больше 40 педагогов и студентов.
Таким образом, сервис «Учитель на замену» стал одним из эффективных инструментов обеспечения качественного образовательного процесса в условиях непростой эпидемиологической ситуации.
«Цифровой репетитор»
Чтобы школьники из-за отсутствия по болезни или временного карантина не отстали от программы, в столице запустили образовательный проект «Цифровой репетитор» с онлайн-сервисом на платформе МЭШ. Этот проект координирует Городской методический центр столичного департамента образования и науки. На первом этапе подтянуть успеваемость по отдельным предметам могли учащиеся 6-8 классов. Такой возможностью воспользовались почти 500 школьников. Больше 80 «цифровых репетиторов» помогли ребятам улучшить знания по русскому и английскому языкам, алгебре и геометрии, физике и химии. Всего в рамках сервиса провели 1 365 занятий.
Во время летних каникул позаниматься с репетитором могли шестиклассники, которые по итогам диагностики показали низкий уровень читательской и математической грамотности. В работу включились 99 школ, больше 200 учащихся.
Больше ноутбуков для школ
«Со своей стороны, город обеспечивает педагогов и учащихся всем необходимым для качественного учебного процесса — начиная от строительства комфортных школ и заканчивая оснащением современной техникой», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
По словам градоначальника, в ближайшие пять лет в столичных школах планируют полностью заменить технически устаревшие компьютеры. В компьютерных классах установят 50 тысяч новых компьютеров, во всех классах начальной школы появится сеть Wi-Fi. Но главное: учителей не только старших, но и начальных классов обеспечат современными ноутбуками.
Новые школьные здания — новые возможности
С 2011 года в столице преобразуют существующие школы и строят новые. За 10 лет в городе появилось 126 современных школ. К 2023 году за счет бюджета в городе возведут еще 90 образовательных зданий. Примерно столько же построят на деньги инвесторов.
По словам Собянина, город не просто строит новые «коробки». Московские школы развиваются в соответствии с духом времени. В школьных помещениях создаются новые пространства, способствующие развитию. Это и хорошо укомплектованные предметные лаборатории, и современные классы для занятий на уроках технологии, и медиацентры, и IT-полигоны. Все это дает школьникам большое пространство выбора. Они активно включаются в программы по предпринимательству, получают образование в IT-классах, посещают предпрофильные классы, что помогает им определиться с будущей профессией.
Также столичное правительство провело масштабную программу благоустройства школьных дворов и стадионов. За год преобразились порядка 400 площадок. Вместо старых спортивных снарядов на школьных дворах создали качественное пространство для отдыха и занятий спортом: установили детские игровые комплексы, спортивные тренажеры, лавочки. Привели в порядок и школьные стадионы: обновили футбольные поля, волейбольные и баскетбольные площадки. В городе появилось 10 крупных межшкольных спортивных комплексов. Во внеурочное время все школьные дворы открыты для отдыха и занятий спортом для местных жителей.
Ася Никитина