Posted 4 октября 2021, 15:34
Published 4 октября 2021, 15:34
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Практика уголовного преследования журналистов за оскорбление представителей власти и за разжигание вражды в Белоруссии давно устоялась.
Такое мнение в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказал кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета Евгений Трещенков, комментируя задержание журналиста КП в Белоруссии.
«Если говорить о зарубежных СМИ, то задолго до российских коллег под огонь попадали журналисты, работающие, например, на польские издания. Ситуация вокруг „Комсомольской правды“ в Беларуси в чем-то уникальна, а в чем-то нет. Неуникальна в том, что это не первое российское СМИ, в отношении журналистов которого белорусские власти начинают преследование по указанным статьям — вспомним ИА Regnum и Лента.ру. Еще один важный нюанс заключается в том, что и в случае с польскими изданиями, и в случае с российскими речь идет о журналистах, являющихся гражданами Беларуси», — подчеркнул Трещенков.
Эксперт напомнил, что защита белорусских граждан формально не входит в сферу ответственности России.
«Другое дело — блокировка сайта российского СМИ. Очевидно, что, зачищая информационное пространство, белорусские власти показывают, что исключений не будут делать даже для СМИ государства-союзника. Все это осложняется тем фактом, что „Комсомольская правда“ является одним из любимых изданий российского руководства. Президент Беларуси, в принципе, никогда не стеснялся предпринимать шаги, которые теоретически могли бы раздражать его российского коллегу. Такие действия он затем конвертирует в ресурсы на переговорах с российскими властями», — объяснил международник.
По его мнению, отчасти, это возможно и сейчас — вопрос в том, интересно ли это российской стороне.
«Уникальность ситуации придает нынешний политический контекст в Беларуси. Преследуя „Комсомольскую правду“, ее журналиста, а также других критиков официальной версии произошедшего, белорусские власти пытаются поддерживать лояльность к себе со стороны силовиков. Как известно, сейчас это одна из опор белорусского руководства внутри страны», — выразил уверенность эксперт, добавив, что Можейко выполнял обычную работу журналиста — пытался по возможности объективно рассмотреть соответствующий сюжет с учетом разных точек зрения. И тут можно только согласиться и с Кремлем, и с МИД РФ, и с Союзом журналистов России, характеризующими ситуацию как давление на СМИ, уверен Трещенков.
«Другой повод для размышлений и опасений — это то, как Можейко был доставлен в Минск. Если с территории России, то возникает вопрос, согласовывалось ли это все с российскими властями, и все ли процедуры были соблюдены, если согласовывалось», — резюмировал эксперт.
Напомним, 29 сентября власти Белоруссии заблокировали доступ к сайту «Комсомольской правды» в стране. Предполагаемой причиной стал текст журналиста Геннадия Можейко, в котором тот описал события антитеррористического рейда, во время которого был застрелен ИТ-специалист Андрей Зельцер. Автор публикации сейчас находится в следственном изоляторе в Минске.