Posted 1 октября 2021, 14:58
Published 1 октября 2021, 14:58
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) может превысить 10% ВВП в 2024 году, следует из опубликованных на сайте Минфина Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов.
Ранее сегодня президент РФ Владимир Путин поручил правительству рассмотреть целесообразность поэтапного повышения порога ликвидной части ФНБ, сверх которого возможно инвестирование его средств, с нынешних 7% до 10% ВВП, но сделать исключение для перечня инфраструктурных проектов, который будет утвержден после 1 октября, напоминает ПРАЙМ.
Из документа Минфина следует, что в 2024 году объем ликвидной части ФНБ после выделения финансирования на новые самоокупаемые инфраструктурные проекты в размере 2,5 трлн руб. должен составить 10,1% ВВП, или 15,283 трлн руб., а без учета таких трат — 11,7% ВВП, или 17,783 трлн.
Впрочем, не исключает министерство, при сохранении резерва на финансирование инфраструктурных проектов в размере до 2,5 трлн руб., ликвидная часть ФНБ превысит 10% ВВП уже в 2023 году, достигнув 10,3% ВВП, или 14,604 трлн.
В целом, подчеркивается в «Основных направлениях», «главным фактором долгосрочной устойчивости» экономики «выступает наличие достаточного объема ликвидных резервных активов в Фонде национального благосостояния».
«Рост цен на нефть на фоне восстановления спроса и сдерживания предложения позволил в текущем году вернуться к накоплению дополнительных нефтегазовых доходов, и по итогам года совокупный размер резервных активов ФНБ и средств дополнительных нефтегазовых доходов на спецсчете (по учету дополнительных нефтегазовых доходов в течение года) составит порядка 10,8 трлн рублей (8,7% ВВП)», — предполагают в Минфине.
Вместе с тем, отмечают в министерстве, «учитывая долгосрочные риски формирования структурно неблагоприятной ценовой конъюнктуры (в связи с энергопереходом и вероятным сокращением спроса на нефть в рамках глобальных усилий по сокращению выбросов) минимальный уровень ликвидных резервных активов предлагается довести до уровня 10% ВВП», что «будет содействовать обеспечению долгосрочной бюджетной и макроэкономической стабильности».
«В силу превышения прогнозируемых цен на нефть над базовыми в течение прогнозного периода будут формироваться дополнительные нефтегазовые доходы, подлежащие зачислению в ФНБ (их объем в 2022 году — 3,4 трлн рублей, в 2023 году — 2,7 трлн рублей, в 2024 году — 2,1 трлн рублей). Использование средств ФНБ в целях финансирования дефицита федерального бюджета на всем прогнозном горизонте не планируется», — добавляют в Минфине.
Отметим также, что в настоящее время, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, все нефтегазовые доходы от цены нефти сверх планки отсечения ($40 за баррель в 2017 году, далее ежегодно индексируется на 2%; в 2021 году — это $43,3) считаются дополнительными и за их счет формируется ФНБ. До накопления в фонде 7% ВВП все его средства должны размещаться на депозитах и счетах ЦБ, который инвестирует их только в высоколиквидные зарубежные активы, а свыше этой планки допускается размещение в иные финансовые активы.