Posted 30 сентября 2021, 15:43

Published 30 сентября 2021, 15:43

Modified 30 марта, 08:27

Updated 30 марта, 08:27

Антон Орехъ. А так можно было?

30 сентября 2021, 15:43

Неужели так бывает? Неужели так можно? Президент — пускай и бывший — но все равно лидер ядерной державы отвечает перед судом, а судья, вместо того, чтобы взять у него автограф, назначает ему срок, да еще реальный! Правда, вместо тюрьмы у Николя Саркози будет почти санаторий. Тюрьму он и не понюхает. Но браслетик на конечность свою пристегнет и настроение у него целый год будет скверное. Сколько французских лидеров попадали в самые разные переплеты, но такого прежде не случалось ни с кем.

Почему это важно для нас? Потому что это пример равенства перед законом любого гражданина, независимо от его положения, статуса и заслуг. Соглашусь, что будь на месте Саркози какой-то более простой гражданин, наказание могло быть и более суровым. Но у нас-то никакого наказания представить себе невозможно в принципе! Да о чем говорить, если Саркози — бывший президент, а после него был Олланд, после Олланда Макрон, а после Макрона точно будет кто-то еще. Власть меняется. И понимание того, что ты даже на самом высоком посту не превращаешься в наместника бога, а остаешься обычным человеком и несешь ответственность за свои поступки — это важнейшая вещь, которая и объясняет нам, для чего нужны настоящая демократия и свобода выбора. И для чего нужен независимый суд.

Не будем, конечно, идеализировать ни французское, ни любое другое правосудие. Там тоже богатым, знаменитым, высокопоставленным проще уйти от ответа, чем менее статусным гражданам. Но у нас такие граждане уйдут от ответственности почти в ста процентах случаев, если только их не захотят упрятать за решетку еще более крутые господа. И, разумеется, нам никогда не понять причины, из-за которой формально сыр-бор разгорелся. Какие-то избирательные фонды, превышение финансирования — о чем это вообще!

Кто-нибудь в России проверяет фонды, из которых финансируется избирательная деятельность правящей партии и ее кандидатов? И где проходит грань между избирательными фондами и государственными деньгами? Когда одних кандидатов могут снять с выборов потому, что у них акции «Яндекса», а других допустят к выборам, даже если они с ног до головы облепят себя акциями любых иностранных компаний.

А есть же еще репутация! Даже в беззаботной Франции с ее, как нам кажется, легкостью нравов, трудно представить, чтобы Саркози вернулся в большую политику и имел шансы. А у нас кого вообще волнует, что кто-то нарушал закон и сидел в тюрьме. Наоборот: мы только погромче врубим шансон и скажем, что если сидел — значит, крутой чувак, респект ему и уважуха!

Антон Орехъ, обозреватель

Подпишитесь