Posted 24 сентября 2021, 11:53
Published 24 сентября 2021, 11:53
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Сентябрь во многих странах проходит как месяц осведомленности о лимфоме. Неспроста — об этом виде онкологии говорят нечасто, хотя он считается одним из самых коварных. Так, в России ежегодно диагностируется около 25 тыс. новых случаев заболевания лимфомами — это 4% всех раковых заболеваний.
Насколько эффективны современные методики лечения и как вовремя распознать тревожные симптомы?
Это злокачественная опухоль иммунных клеток. Лимфоциты вырастают до огромных размеров, хаотично делятся и поражают лимфатическую систему: лимфоузлы, костный мозг и вилочковую железу. Опухоли быстро прогрессируют, так как с током лимфы клетки-мутанты переносятся во внутренние органы и вредят их работе.
Выделяют лимфому Ходжкина и неходжкинские лимфомы. Они происходят из разного типа клеток, отличаются развитием и по-своему реагируют на лечение. Так, лимфома Ходжкина — это злокачественная гранулема, которая поражает В-лимфоциты. Развивается агрессивно, но отлично поддается лечению. А вот неходжкинские лимфомы затрагивают и В-, и Т-лимфоциты, они менее агрессивны, но и неохотнее реагируют на терапию.
Самые распространенные лимфомы: Ходжкина, фолликулярная и диффузная В-крупноклеточная.
«Среди факторов риска: наследственность, постоянный контакт с канцерогенными веществами, — отмечает Альбина Жабина, к. м. н., онколог, химиотерапевт Петербургского онкоцентра. — Вирусы являются фактором, провоцирующим заболевания. Постоянный воспалительный процесс и, как следствие, сбои в работе иммунной системы, иммунодефицит, хеликобактерная инфекция — все это может стать провокатором лимфомы».
Кроме того, в 2017 году американские исследователи сообщили о девяти выявленных летальных исходов из-за лимфомы, возникшей из-за грудных имплантов.
Также известно, что женщины болеют реже мужчин, а возрастной пик заболеваемости приходится на 30-34 года и после 60 лет. Лимфому Ходжкина чаще находят у подростков 15-19 лет и у людей после 50.
Коварство лимфом в том, что болезнь может долго не проявлять себя, а когда человек замечает симптомы, весь организм бывает уже поражен.
«Увеличенные лимфоузлы, боли в эпигастральной области — в животе, в области поясницы, субфебрильная эпизодическая температура до 37,5, слабость, потливость, не связанная с объективными причинами — все это опасные симптомы», — рассказала Альбина Жабина.
Иногда также возможен кожный зуд. Если поражена грудная клетка, может быть затруднено дыхание, появится одышка и кашель. Если новообразование сосредоточилось в брюшной полости, пациент может страдать от расстройства ЖКТ, тошноты, рвоты и болей в животе и нижней части спины. При поражении костного мозга это боли в костях.
Лимфома Ходжкина может прикидываться другими заболеваниями. Иногда у человека небольшая температура и низкий уровень тромбоцитов, но при осмотре ничего опасного не выявляется. А узлы находят примерно через 6 месяцев.
Но лимфому все-таки удается заподозрить при врачебном осмотре после сдачи общего клинического и биохимического анализа крови. Помогает биопсия пораженного лимфоузла и его исследование под микроскопом, лучевая диагностика или исследование костного мозга.
Дополнительные методы исследования позволяют уточнить ряд особенностей лимфомы. К ним относятся иммуногистохимическое исследование, метод проточной цитометрии, цитогенетические и молекулярно-генетические исследования. В зависимости от распространенности опухоли определяют стадию патологического процесса.
«Есть хорошие новости: диагностика лимфом в России в последнее время улучшилась, — отмечает Альбина Жабина. — Сейчас уже не только в крупных городах стали доступны дорогостоящие исследования — такие, как ПЭТ-КТ и иммунногистохимия. В крупных городах открываются центры дифференциальной диагностики лимфоаденопатий. То есть любое заболевание с увеличенными лимфатическими узлами, которое еще не верифицировано, может быть там обследовано бесплатно в рамках ОМС».
Альбина Жабина подчеркивает, что лимфомы хорошо поддаются лечению.
Есть такие их виды, которые есть большой шанс излечить совсем. Причем в любом возрасте и на любой стадии. Даже на четвертой. Около 15% лимфом резистентны к терапии, т. е. не отвечают на лечение. 20% рефрактерны, т. е. через определенный период времени все равно будут прогрессировать», — уточнила врач.
На прогноз напрямую влияют стадия, возраст и состояние пациента, а также от эффект терапии. При лимфоме Ходжкина юные пациенты на ранних стадиях выздоравливают, у восьми из десяти возникает стойкая ремиссия.Пятилетняя выживаемость при первой стадии достигает 95%, при четвертой — 65%.
При неходжкинских лимфомах селезенки, лимфоузлов и слизистых средняя пятилетняя выживаемость достигает 70%. При НХЛ желудочно-кишечного тракта, слюнных желез, глазных орбит — около 60%. Не слишком хороший прогноз у агрессивных НХЛ молочных желез, яичников, ЦНС и костей — в течение пяти лет выживают меньше трети пациентов.
Если говорить в целом, наиболее распространенные методы лечения лимфом — это лучевая терапия, химиотерапия, радиотерапия, биологическая терапия, трансплантация стволовых клеток и хирургическое вмешательство.
По словам Альбины Жабиной, в последние десять лет произошли значительные сдвиги и в лечении некоторых видов лимфом. Доступными по ОМС стали дорогостоящие таргетные препараты — например, на основе ретуксимаба. Появились иммуннотерапевтические препараты.
«К сожалению, мы до сих пор не определили предикторы, которые однозначно укажут нам, что вот этот опухоль будет резистентна, а эта нет. На развитие заболевания влияет огромное количество факторов: объем опухолевой массы, уровень НДГ, уровень лейкоцитов, иммунногистохимические маркеры. Лимфома Беркета — одна из самых агрессивных форм заболевания. Ее лечение требует немедленной трансплантации даже, если мы получили положительный эффект на фоне химиотерапии. Бывает, что и хорошо поддающаяся терапии лимфома Ходжкина оказывается резистентной. Мы видим, что эффект есть, но он недостаточный. Поэтому такие ситуации требуют более раннего обследования в процессе лечения», — подчеркнула врач.
В 2018 году немецкие ученые опубликовали данные исследования, которое показало: у больных с низким уровнем витамина Д выживаемость ниже, чем у больных с нормальным его уровнем. Они связывают это с иммунодефицитными состояниями, так как витамин Д участвует в иммунных ответах.
«Сейчас идут исследования, в рамках которых онкопациентам помимо химиотерапии дают витамин Д. Вообще микроокружение опухоли и уровень витаминов в организме прямым образом влияет на результат лечения опухоли», — объяснила Жабина, добавив, что в этом направлении и стоит развивать тактики и стратегии лечения лимфом.
Анжела Новосельцева
«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.