Posted 23 сентября 2021, 03:53
Published 23 сентября 2021, 03:53
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Никто бы в мире не стал устраивать ажиотаж из-за какого-то Зангезурского (он же Сюникский или Мегринский) гипотетического транспортного коридора на Южном Кавказе, если бы 30 лет назад не разразилась карабахская война, замороженная, а затем возобновившаяся, пока наконец главы России, Армении и Азербайджана не договорились в ноябре прошлого года положить ей конец. Ничья не получилась: победителем вышел Азербайджан.
Полного текста трехстороннего заявления о мире «широкая общественность» так и не увидела. Известно только, что стороны договорились о разблокировании в регионе транспортных коммуникаций. Эта весьма обтекаемая формулировка. Если ее детализация отсутствует, появляется возможность вольной интерпретации документа, «удобрения» почвы для политических разногласий между Арменией и Азербайджаном, а также Ереваном и Анкарой.
Напомним, последняя не скупясь содействовала победе Баку во второй карабахской войне. И сейчас президент Турции однозначно увязал открытие Зангезурского коридора с восстановлением дипломатических отношений с Арменией. По словам Реджепа Тайипа Эрдогана, вопрос этот «политический». Но для региона в его широком понимании он носит и иную нагрузку.
По утверждению азербайджанской стороны, открытие коридора прописано в трехстороннем заявлении, но Ереван этого не подтверждает. В российском экспертном сообществе мнения разделились, а вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил журналистам на полях российско-армянского бизнес-диалога в Ереване, что трехсторонняя комиссия обсуждает вопрос «деблокирования экономических, транспортных связей в Закавказье», но о Зангезурском коридоре речи нет.
В общем, сплошной мрак с истинным содержанием документа. Можно гадать, а не дал ли премьер-министр Армении Никол Пашинян устное обещание не препятствовать открытию Зангезурского коридора, однако в ограниченном формате, без параллельного задействования автомобильной и железной дорог; и о чем шла речь на «тайных переговорах» в Москве представителей РФ, РА и АР. И правда ли, что Пашинян просит у Эрдогана «тайной встречи»?
Но что за такой «заколдованный» коридор? Он проходит через Сюникскую область Армении и связывает западные районы Азербайджана с его эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой, граничащей с Турцией. Президент Ильхам Алиев придает его функционированию большое значение и предупреждает, что соответствующий проект осуществится, «хочет того Армения или нет». Звучит угрожающе, а Ильхам Гейдарович, как известно, слов на ветер не бросает.
Коридор не только соединит «метрополию» с ее автономией и Турцией, но и станет важным звеном транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг — этим он заметно повысит значимость Азербайджана как транспортного хаба. Алиев убежден в том, что он откроет новые возможности для стран региона: Турция сможет транспортировать свои товары в Центральную Азию более коротким путем; Армения получит железнодорожное сообщение с Россией, прерванное уже более 30 лет назад (оно осуществлялось по территории Грузии до войны с Абхазией), и Ираном.
Алиев также напомнил, что строительство железной дороги между ИРИ и РА обсуждается лет двадцать, но реальных сдвигов нет: проект тянет на 3 млрд долларов. А когда Зангезурский коридор откроется, Армения сможет воспользоваться им, так как между Нахичеванью и Ираном железная дорога имеется.
Все эти схемы выведут в итоге регион на Китай и Европу, а также на страны Ближнего Востока. В общем, Зангезурский коридор, если говорить исключительно об интересах региона, выгоден всем, включая Армению, находящуюся в блокаде, что отражается на уровне ее торговли с РФ, государствами ЕАЭС и другими. Россия же получит железнодорожное сообщение с Арменией, к чему она давно стремится и, возможно, присутствие своих миротворцев в ареале коридора.
В Ереване запаниковали. Lragir пишет, что Эрдоган, в качестве предусловия для встречи с Пашиняном, называет открытие Зангезурского коридора, что является «прямым нарушением территориальной целостности Армении». Более того, если коридор будет проложен вдоль армяно-иранской границы, то это станет «нарушением коммуникационного суверенитета и Ирана». Аргумент — иранцам для поездок в Армению «придется проезжать коридор, контролируемый третьими странами».
О том, что вопрос открытия Зангезурского коридора решен, а также демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы на основе карт времен СССР, пишет и армянское издание Hraparak. Коридор, отмечает оно, пока будет функционировать под контролем российских и армянских пограничников.
Оппозиция в Ереване тоже бьет тревогу. Глава парламентской фракции «Айастан» («Армения») убежден, что турецко-азербайджанский альянс сделает все для того, чтобы заполучить коридор через Сюник. Похоже на то, что депутат прав, поскольку Пашинян то заявляет о категорическом отказе от его открытия, то делает какие-то неопределенные комментарии на этот счет. В некотором роде его можно понять: опасно повторно вызывать огонь армян на себя. Но ведь шила в мешке не утаишь.
И этим «шилом» армянская оппозиция будет колоть Никола Воваевича почем зря. Собственно, она не прекращает это делать — даже в День независимости, который Армения отметила накануне. Второй президент республики Роберт Кочарян в 30-летнюю годовщину армянского суверенитета открыто понадеялся, что народ найдет в себе силы избавиться от власти Пашиняна, ставшей «причиной национальной катастрофы», то есть поражения в карабахской войне и возвращения Азербайджану оккупированных территорий.
«Еще год назад, — сказал экс-президент, — Армения гордилась своими Вооруженными силами и являла собой существенный фактор в геополитических раскладах на Южном Кавказе. Сегодня же она не только перестала быть гарантом безопасности Нагорного Карабаха, но и не в состоянии защитить собственный суверенитет».
Последний, считают армяне, после поражения в войне проходит и по Зангезурскому коридору. И если Баку в контексте его открытия уже бьет в литавры, пресс-секретарь армянского премьера Мане Геворкян отвечает на вопрос «Арменпресс» о такой возможности столь причудливо, что понять реальные намерения Еревана невозможно. Вернее, понимай как хочешь. Это, скорее, говорит о том, что Москва, Баку и Анкара все же Пашиняна «дожали» — либо еще в прошлом году при составлении трехстороннего заявления, либо в ходе последующих «дипломатических» стараний.
А поведала Геворкян следующее: «Премьер-министр высказывался по этому поводу неоднократно. Армения придает большое значение четкому выполнению договоренностей, содержащихся в заявлениях от 9 ноября и 11 января». Но, напомним, конкретики по ним нет.
И далее: «В некоторых заявлениях тема восстановления коммуникаций трансформируется и приобретает логику сохранения региональной изоляции. Разговор о коридорах именно такой, и он противоречит логике установления мира и стабильности в регионе, … направлен не только на изоляцию государств и народов региона, но и на то, чтобы придать этой изоляции признак необратимости».
Впрочем, существуют, по словам пресс-секретаря Пашиняна, такие способы разблокирования региональных коммуникаций, которые подчеркивают взаимосвязь региона. Правительство Армении поддерживает именно такой вариант — он «описан в пункте 9 трехстороннего заявления от 9 ноября и в трехстороннем заявлении от 11 января». Единственное, что остается, так это воздеть руки к небу и возвопить: «Так покажите нам этот вариант!»
Но — нет. Вокруг него шепчутся и шепчутся, играют в кошки-мышки, выбивалки, но далеко не по-детски, а по каким-то интриганским политическим замыслам. И не будет ничего удивительного в том, что одним распрекрасным утром объявят о начале работ по открытию Зангезурского коридора, потом о «сердечной» встрече Пашиняна и Эрдогана. А затем о том, что Еревану стало трудно удерживать реваншистские настроения оппозиции против власти, поддержавшей «вторую капитуляцию» перед Азербайджаном и Турцией. И что тогда? Очевидно, очередная попытка переворота, смешно сказать, — из-за коридора, который при таком развитии событий может стать дорогой в никуда для Армении.
Ирина Джорбенадзе