Posted 22 сентября 2021, 16:10
Published 22 сентября 2021, 16:10
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Первое заседание Госдумы восьмого созыва может состояться уже на следующей неделе — в среду, 29 сентября. По большей части оно будет организационным — прежде всего, депутаты изберут новое руководство палаты, включая спикера Госдумы, и распределят между фракциями председательство в комитетах. Не исключено, что с поздравлениями и напутствием к парламентариям выступит президент. А уже в первой декаде октября на Охотном ряду намерены приступить к полноценной законотворческой работе.
И хотя срок полномочий восьмого созыва Госдумы заканчивается в сентябре 2026 года, у вновь избранных депутатов не будет много времени на раскачку. Хотя бы потому, что уже на днях в Госдуму из правительства поступит проект федерального бюджета на 2022–2024 годы. Над тем, чтобы они не сидели сложа руки, также заранее позаботились в Совете Госдумы, который не переставал собираться даже в самый разгар избирательной кампании и старательно рассылал новые законопроекты для предварительного обсуждения в регионы и правительство.
В результате новый думский созыв может стартовать с насыщенной повесткой. Так, только в первые дни планируется рассмотреть около 20 социально значимых инициатив, среди которых введение запрета на списание по долгам со счетов граждан единовременных социальных выплат; разрешение родителям детей-инвалидов старше четыре лет бесплатно находиться вместе со своим ребенком в больнице, а также установление штрафов за нарушения правил в сфере защиты животных.
В целом же от новой Госдумы ничего хорошего не ждут. Напротив, есть опасения, что депутаты продолжат закручивать гайки по указке сверху и штамповать непопулярные законы, которые изредка будут разбавлять встречаемыми на «ура» в народе инициативами вроде отмены обязательного техосмотра автомобилей.
Впервые с 2007 года в Госдуме хоть и будет заседать целых пять фракций (к думским завсегдатаям в лице «Единой России», КПРФ, ЛДПР и СР по итогам выборов прибавилась партия «Новые люди»), но держателем контрольного пакета голосов в виде конституционного большинства по-прежнему остается «партия власти». А значит, как бы ни тужились отдельные системные думские оппозиционеры и в какие бы альянсы между собой ни вступали, они не в силах переломить ситуацию. Да и сами единороссы не станут задавать повестку на Охотном ряду, их задача уже традиционно сводится в основном к законодательному оформлению решений, присылаемых из правительства и президентской администрации.
С учетом предстоящих в 2024 году президентских выборов есть основания полагать, что депутаты не прекратят переписывать избирательное законодательство, а также бороться с «иностранным вмешательством». В связи с этим уже в ближайшее время на рассмотрение Госдумы могут поступить законопроекты о распространении практики применения электронного голосования на выборах всех уровней, включая президентские. Также продолжится наступление на «иностранных агентов» и зарубежные неправительственные организации. Помимо этого, в Госдуме уже разрабатываются предложения по дальнейшему ограничению в России деятельности иностранных IT-гигантов.
Самые же негативные ожидания связаны с возможным переходом в России с нынешней смешанной избирательной системы, при которой половина из 450 депутатов Госдумы избирается по партийным спискам, а вторая по одномандатным округам, на полностью мажоритарную (когда голосовать надо будет не за партии, а только за конкретных кандидатов). Или, как минимум, увеличение доли одномандатников с нынешних 50% до 75%, а то и вовсе отмену выборов и их замену на референдум или общероссийское голосование.
Это может оказаться вполне реальным, если к следующим думским выборам власти увидят, что россияне окончательно утратили интерес не только к нынешним партиям (а новые, настоящие, регистрировать все равно не дают), но и к самим выборам как к инструменту народного волеизъявления. К тому же российские выборы все чаще подвергаются острой критике на Западе, включая заявления об их частичном непризнании. В такой ситуации было бы логичнее перестать «играть в демократию» и пойти уже своим путем.
Вопрос лишь в том, куда мы в итоге придем. И если политика не вызывает большого интереса у подавляющего большинства граждан, то сокращение доходов и рост цен волнуют абсолютно всех. Между тем Госдума восьмого созыва может оказаться проводником самых непопулярных решений в социально-экономической сфере, которые, однако, вряд ли будут приниматься до президентских выборов 2024 года.
Прежде всего, стоит ожидать законов, связанных с введением новых налогов и ужесточением контроля со стороны государства за доходами граждан. Пока же речь идет о введении новой системы налогообложения в отношении крупного сырьевого бизнеса, включая нефтяников.
Между тем первыми, на кого начнут свое наступление новые депутаты, могут оказаться непривитые от коронавируса граждане. В западных странах уже вовсю вводятся ограничения для не желающих вакцинироваться, вряд ли от похожих мер откажутся и власти в России. Еще летом лидер ЛДПР Владимир Жириновский грозил, что депутаты могут ввести уголовную ответственность для тех, кто «заражает окружающих ковидом». Помимо этого, депутаты могут вернуться к рассмотрению во втором чтении законопроекта о внесении вакцины от коронавируса в национальный календарь прививок.
Не обойдется и без сотрясения воздуха громкими инициативами без заведомых шансов на их принятие. Так, один из думских новичков-самовыдвиженцев Анатолий Вассерман уже выступил с предложением сократить обучение в школе с нынешних одиннадцати до восьми лет, а заодно научить детей владеть оружием.
Елена Земскова