Posted 22 сентября 2021, 10:35
Published 22 сентября 2021, 10:35
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Я теперь точно знаю: если кому-то очень хочется приключений на свою голову, то ему следует купить билет в солнечную Черногорию на рейс «Сербских авиалиний» (Air Serbia). И хотя не всем, вероятно, так повезет, но мне досталось сербского гостеприимства сполна. Так что — делюсь опытом.
Итак, 8 сентября 2021 г. мы с мужем прибыли рейсом «Аэрофлота» из Москвы в Белград, откуда через три часа должны были вылететь из этого же аэропорта «Сербскими авиалиниями» в Черногорию, в Тиват. На руках у нас были электронные билеты, купленные заранее на сайте этой компании. Однако, когда в транзитной зоне стали регистрироваться на рейс, услышали: «Ваших билетов нет в системе». На вопрос, что же делать, нам равнодушно отвечали: «Не знаем».
Прождав достаточно долго, попросила (время уходило, а регистрация на наш рейс уже заканчивалась) позвать старшего по должности, который объяснил бы нам, что происходит. На что менеджеры сообщили, что два новых билета, взамен утерянных компанией, выписать нельзя — после окончания регистрации осталось всего одно место. Спустя более двух часов ожидания, наконец, появилась Начальница (к сожалению, она не сообщила свое имя), и в результате нам все же выписали новые билеты — в разных концах самолета. Но и это мы сочли за счастье, хотя ранее оплатили места в третьем ряду. Извиниться никто, разумеется, и не подумал. Наоборот — персонал раздражался, как будто мы сами и были виноваты в том, что они потеряли наши билеты.
Однако ягодки были впереди. Уже при посадке в самолет у нас потребовали ПЦР-тесты. Мы показали сертификаты о вакцинации «Спутником V». Понимая, что время для путешествий сложное, я заблаговременно в Москве позвонила в посольство Черногории, где подтвердили, что россиянам (на тот момент) разрешено въезжать с одной или двумя дозами вакцины. Это же было написано и на их сайте. Такие же условия были выложены (на тот момент) и на сайте посольства России в Черногории. Об этом же сообщала и IATA («Международная ассоциация воздушного транспорта»). Замечу, что у меня сертификат с одной дозой вакцины (делать вторую из-за серьезных побочек не рекомендовали в Институте имени Гамалеи — ее разработчики), а у мужа — с двумя.
Несмотря на то, что я предъявила сотруднице компании Air Serbia распечатки условий въезда от черногорских властей и российского посольства, где черным по белому было написано, что въезд в Черногорию россиянам разрешен также и с одной дозой, она не пропустила меня в самолет. Вернувшись в транзитную зону, я опять попала в «объятия» все той же команды. Мои распечатки условий въезда от официальных черногорских и российских властей Начальницу не впечатлили. Она сообщила, не моргнув глазом, что в черногорском и российском посольствах ничего не знают, и они для нее не указ.
При этом она буквально отобрала у меня из рук наши билеты и издала воинственный возглас об аннуляции моего. (Какое она вообще имела право это делать? Я заплатила за билет, это моя собственность.) Затем грубо заявила, что мой муж может лететь, а я должна сделать тест. Старшей по транзитной зоне «Сербских авиалиний» явно доставляло удовольствие третировать двух немолодых людей, упиваясь своей властью. Я сказала: «Дайте нам две минуты посоветоваться, как быть». На что она рявкнула: «У вас есть минута!» Это было похоже на поведение надзирателя то ли в концлагере, то ли в тюрьме. Это было беспрецедентно.
В общем, муж улетел (рейс был последним в Тиват в тот день), а я осталась в транзитной зоне. И вот тут-то и оказалось, что в аэропорту можно сделать вместо ПЦР-теста, результаты которого надо ждать два часа, тест на антиген, который готов уже через 30 минут. То есть, мало того, что Начальница не пустила меня в самолет вопреки инструкциям властей Черногории, отобрала мой билет, аннулировав его, так она еще и умышленно умолчала о возможности сделать быстрый тест, с которым я бы успела улететь в Тиват своим рейсом.
Последняя возможность добраться в тот день в Черногорию была в семь вечера рейсом на Подгорицу. В пять вечера я заплатила за тест, но взять его у меня пришли только в шесть часов и десять минут. А так как Начальница аннулировала мой билет, чтобы его нельзя было поменять на другой, мне нужно было покупать новый. К этому времени уже началась посадка на рейс в Подгорицу, но старшая не продавала мне билет до получения результата теста. Было очевидно, что я могу не улететь и этим рейсом.
Из-за нервотрепки я чувствовала себя все хуже и просила персонал пригласить мне аэропортовского доктора — измерить давление. Однако они этого не сделали, пока кто-то не вызвал «Скорую помощь». Давление зашкаливало.
Почти к концу посадки на рейс в Подгорицу Начальница наконец решила выписать мне новый билет, потребовав банковскую карту, сфотографировала ее с обеих сторон, включая секретный код, и отправила фото, видимо, в билетную кассу. Я в изумлении спросила: «Что вы делаете?» В результате пришла женщина с кассовым аппаратом. Я едва успела на самолет, который уже ждал только меня. В Подгорице пришлось взять такси до места назначения. Притом, что мы заблаговременно заказали авто в аренду прямо в аэропорт Тивата, и оно было уже оплачено.
Конечно, перед тем, как покупать билеты в Черногорию через Сербию, я просмотрела разные варианты, как туда долететь — прямых рейсов из Москвы нет. Отзывы о компании Air Serbia оказались, мягко говоря, не восторженными. Вот типичный из сайта путешественников TripAdvisor.
«Алексей. Январь 2020 г. (Стилистика и орфография автора сохранены. — А.Я.) Самая ужасная авиакомпания. Никогда не пользуйтесь их услугами. Если не хотите потерять нервы, деньги и время! Вопиющая некомпетентность! …Купил билеты Москва/Рим с пересадкой в Белграде. Сначала компания поменяла время вылета и даты обратного перелета. При этом не предложив оформить возврат.
Мы приехали в аэропорт в 3 утра с супругой и 4-х летней дочкой 30 декабря (2019 г.) Парень за стойкой регистрации сообщил, что у ребенка обязательно должен быть отдельный паспорт, иначе нас не пустят в Рим. Дочка у меня в заграннике (паспорте) оформлена, и в моем же заграннике на нее выдана отдельная Шенгенская виза. В Шенген мы так уже 5 раз с дочкой ездили, и ни разу ни одной проблемы не возникало. Но компания ЭйрСербия (AirSerbia) почему-то решила, что российские и международные законы может нарушать. В итоге: представители авиакомпании нам отказали в регистрации на рейс. Отказались выдавать письменный отказ, за разъяснениями послали по международному номеру ЭйрСербии. Мне пришлось в срочном порядке покупать по тройной цене новые билеты в Рим другой авиакомпанией, которая нас, разумеется, зарегистрировала и перевезла. Никаких проблем по прилету в Рим с паспортом не возникло!
Представительство авиакомпании по телефону никаких комментариев не дало, отправили на сайт — писать претензию. (…) Все это похоже на шайку мошенников! Не играйте в рулетку с этой компанией!»
Подобных отзывов — великое множество на разных сайтах. Однако особого выбора в это ковидное время у нас не было, и мы решили рискнуть. Увы, вместо «шампанского» (по известной пословице) пришлось в итоге пить лекарства.
Во всем этом сербском безобразии сильнее всего меня удивило то, что сотрудники транзитной зоны Air Serbia видели, как ко мне дважды приезжали врачи «скорой», но никто из них не предложил за пять часов устроенного ими на ровном месте треша даже стакана воды. Братушки, да.
А в Черногории на паспортном контроле на мою бумагу с результатом теста никто и не взглянул.
Алла Ярошинская