Posted 21 сентября 2021, 16:43
Published 21 сентября 2021, 16:43
Modified 30 марта 2024, 08:27
Updated 30 марта 2024, 08:27
Интернет голосование провалилось. Доверие к ДЭГ снизилось в разы, как у избирателей, так и у специалистов. Дальнейшая экспансия IT-технологий в электоральной сфере может столкнуться с резким неприятием со стороны населения и еще большем падением уровня доверия ко всему. Казалось бы, интернет-голосование могло бы стать важной вехой в цифровизации страны. Внедрение технологии могло бы позволить увеличить явку с нынешних 47% до более приличных 60-70%, росло бы самосознание избирателей. Но что-то пошло не так…
Увы, но после этих выборов системе не доверяют даже вчерашние сторонники. Как выяснилось, ДЭГ — это такой «черный ящик», куда данные поступают и откуда выходит некая информация, проверить которую просто невозможно. Подчеркну, возможности ни-ка-кой. Т.е. сами разработчики открыто признают, что там все очень сложно, «блокчейн, все дела», но как пустить наблюдателя в логи и пересчитать их — ответа нет в природе. «Вы же не спрашиваете, как летает самолет, вот и тут — все очень сложно, но вы доверяйте науке», — говорят разработчики. Т.е. предполагается принять на веру, что «тут не обманут».
Важный процессуальный момент. «Бумагу» всегда можно пересчитать, а электронные голоса — никак. Такая процедура не предусмотрена, хотя обычные бюллетени можно уже после выборов пересчитать и суд отменит результаты на УИКе. Выходит, что и отменить электронные вбросы даже юридически — нельзя.
Результаты на обычных участках и по электронике тоже расходятся. Если на обычных побеждают оппозиционеры, то на онлайн-голосовании — везде колоссальный отрыв «ЕР». Объясняют это тем, что оппозиция от удаленного голосования предостерегала, а власть его рекламировала. Вот и получился такой разрыв в пользу Едра. Разумеется, в эту версию мало кто верит. Поэтому независимый избиратель теперь и вовсе не захочет воспользоваться этой услугой.
Похоже, что ДЭГ в итоге останется просто способом для мобилизации бюджетников. Технология позволила собрать их воедино и купировать возможность протестного голосования «пригнанного» электората. Поэтому возможность переголосовать трижды как раз больше подходит для выправки итогового результата, если подневольный вдруг решил взбрыкнуть и наврать начальнику, а сам — проголосовал не за того. Тут чувствуется какая-то безысходность, что как бы ты ни вилял, а система тебя все равно поправит. Голосуй, не голосуй, как говорится.
Все это подводит нас к двум неутешительным выводам. Первый — интернет-голосование провалилось и ему никто не доверяет. Второй — теперь его будут внедрять по всей России, невзирая на первый вывод, ибо цифровизация. Как с этим жить и выживать — отдельная тема для экспертной дискуссии, важно, чтобы выборы в РФ не превратились в телешоу, где за кандидатов голосуют накрученные иранские боты.
Илья Гращенков, политолог