Posted 11 сентября 2021, 07:07
Published 11 сентября 2021, 07:07
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Очередная экранизация сказки «Золушка», вышедшая недавно на Amazon Prime в формате эклектичного мюзикла, вызвала шумиху задолго до премьеры. «Гвоздем программы» обещал стать гендерно-нейтральный персонаж Феи-крестной, названный Крестной матерью и сыгранный эксцентричным актером Билли Портером. Но авторы этим не ограничились, по полной нагрузив знакомый всем с детства сюжет злободневными темами.
Режиссер картины — Кэй Кэннон. Одной из ее «фишек» являются саундтреки, и в «Золушке» они играют даже не вспомогательную, а главную роль. Однако то, что могло украсить фильм, в итоге стало его основным промахом.
С первых кадров зритель погружается в атмосферу сказочной деревушки вне времени и географии. Ее обитатели одеты вразнобой — и по современной моде, и в стиле прошлого века, они танцуют в бодром темпе под хиты разных лет и называют себя «людьми мира, живущими в стране ритма». В целом красочный и уютный антураж деревни вполне соответствует сеттингу.
Что же до бросающегося в глаза количества чернокожих и латиноамериканских актеров, то оно было предсказуемым и вряд ли могло кого-то озадачить после экспериментов над «Красавицей и Чудовищем», «Ведьмами» Роальда Даля и другими близкими нам сказочными сюжетами. Кроме того, здесь их не наряжают в парики, камзолы и кринолины, поэтому они смотрятся вполне органично. Пожалуй, самая удачная в этом плане находка — колоритный глашатай, обращающийся к народу в стиле рэп.
На контрасте с разнообразием и бодростью музыкального сопровождения действие выглядит очень монотонным и вялым. Концепция сюжета изменена в угоду идеологической повестке: Золушка, которую играет певица Камила Кабелло, придерживается феминистических взглядов и мечтает не о замужестве, а о карьере модельера и предпринимателя. В принципе, ничего плохого в таком ходе нет, кроме того что он уже безнадежно затаскан: в мультфильме «Принцесса и лягушка» 2009 года сильная и самостоятельная героиня действительно была открытием, а нынешняя Золушка (или Элла, как называют ее в фильме) выглядит лишь одной из многих.
Нет в мюзикле и яркого противоборства характеров: закадровый голос сообщает о непростых отношениях Эллы с мачехой (Идина Мензел) и «противными» сводными сестрами. Однако на самом деле эти персонажи не так уж зловредны, и Золушка страдает лишь от попыток мачехи поскорее выдать ее замуж.
Полностью избавить сюжет от конфликтов было заведомо проигрышным ходом. Особенно если зритель с детства знает, чем все закончится, а потому градус интриги и переживания за судьбу героев изначально невысок. Кстати, свои жизненные принципы мачеха передает в песне Мадонны Material Girl, которая весьма забавно звучит в устах зрелой дамы.
В картине, как дань прошлому, присутствуют мыши, одна из которых сразу же после превращения в человека отмечается низкопробной шуточкой. На этом фоне гендерные гэги звучат вполне сносно. Например, когда Золушка примеряет деловой костюм и жалуется на хрустальные туфельки, Крестная мать в ответ замечает: «Женские туфли не могут быть удобными!» Но вообще-то мужчина, одетый в платье, не становится от этого «гендерно-нейтральным», поэтому сцена все равно выглядит как дешевый маскарад.
Другая линия в фильме, разумеется, связана с Принцем Робертом (Николас Голицын), который тоже не понят своей семьей, в частности отцом-королем в исполнении Пирса Броснана. Молодой человек выглядит обаятельным неформалом с серьгой в ухе. Кроме того, у него есть сестра, не имеющая прототипа в сказке и занимающая низший статус в патриархальной семье, что кажется несправедливым ее продвинутому брату.
В угоду требованиям новой эпохи перекроен и финал: Элла становится придворным дизайнером у правительницы другого государства, а Роберт ради любимой отказывается от престола, который переходит к сестре. В лучших традициях жанра все завершается большим музыкальным номером, сдобренным африканскими плясками и игрой на ведрах. Музыка хороша, но она не оригинальна и не привносит в фильм ничего свежего и неординарного: он так и остается вязким и пафосным, слишком скучным для детей и раздражающим для взрослых.
В целом зрелище очень напоминает постановку в каком-нибудь Дворце культуры: там тоже бывают цветастые и затейливые декорации, зажигательные номера, а задора и души — порой даже больше, несмотря на несравнимые бюджеты. «Золушка» же снята как будто исключительно для галочки, чтобы охватить мультикультурностью и политкорректностью все известные сюжеты, в которых обделили женщин и представителей расовых и сексуальных меньшинств.
Людмила Семенова