Posted 6 сентября 2021, 15:08
Published 6 сентября 2021, 15:08
Modified 30 ноября, 07:01
Updated 30 ноября, 07:01
Движение «Талибан» (запрещено в России как террористическая организация) объявило об окончательной победе и объединении под своей властью всего Афганистана. По версии сторонников превращения этой страны в Исламский эмират, они сумели захватить последний оплот сопротивления — Панджшерскую долину, которую совместно контролировали боевики Ахмада Масуда и бывший вице-президент Афганистана Амрулла Сале, объявивший о принятии всей полноты власти после бегства от талибов экс-президента Ашрафа Гани.
Так называемый Фронт национального сопротивления опровергает заявления «Талибана».
Но это уже большой роли не играет. Мир принял новое афганское правительство. Представители американского Пентагона, например, ранее четко заявили, что не собираются поддерживать панджшерское сопротивление. Даже если талибы преувеличивают свои успехи, в этой истории всех волнует медийная реальность. Иностранные правительства предпочтут поверить тому, кто контролирует афганскую столицу — Кабул. В конце концов, именно так и Запад, и Россия, и Китай делали несколько месяцев до этого, когда считали представителем Афганистана президента Ашрафа Гани, который в тот момент на самом деле контролировал, судя по всему, лишь несколько крупнейших городов своей страны, да и то не полностью.
Заметно, насколько Запад торопится в своем признании победы «Талибана». Формально в Афганистане нет до сих пор даже нового правительства, его представление исламисты откладывают уже много дней, объясняя задержку «техническими причинами». Но это, как и возможное сопротивление в Панджшере, мало кого волнует в Евросоюзе. Та же Германия устами действующего федерального канцлера Ангелы Меркель уже предлагает возобновить ранее прерванные поставки гуманитарной помощи в Афганистан. В том же духе высказываются и американцы. На то, как используют эту гуманитарку талибы и не пойдет ли значительная ее часть на повышение их боеспособности, при этом явно предлагается закрыть глаза.
Причина очевидна — многих политиков на Западе больше всего волнует сейчас опасность новой многомиллионной волны афганских беженцев. Самолетами после падения Кабула из страны вывезли несколько сотен тысяч человек. Еще сотни тысяч, а возможно, и миллионы, последние недели штурмуют сухопутные границы Афганистана, стремясь покинуть страну. Но даже тем, кто уже добрался до Евросоюза военными самолетами разных стран, их власти пока не торопятся давать статус беженцев. Это, по мнению европейских бюрократов, будет сигналом для потенциальных новых миллионов, что Европа готова принять их. А это совершенно не так.
Евросоюз явно рассчитывает договориться с «Талибаном» так же, как ранее удалось частично снять накал миграционного кризиса 2016 года с помощью Турции. Недружественный и агрессивный режим «Талибана», как ранее правительство Реджепа Эрдогана, получает деньги, чтобы удерживать беженцев в своих границах. С той лишь разницей, что турки принимали сирийских беженцев, а тут новому афганскому правительству предлагается создавать приемлемые условия жизни на территории собственной страны.
Тут, разумеется, возникает противоречие. Казалось бы, сложновато одновременно спонсировать Исламский эмират, который строят в Афганистане талибы, и требовать от них же соблюдения прав национальных меньшинств или отказ от нарушений прав женщин. С боевиками явно нельзя говорить со слабой позиции. Они и деньги возьмут, и реализовывать на эти средства продолжат именно свою, исламистскую программу. Но это в Европе больше волнует правозащитников, сотрудников гуманитарных НКО и лишь отдельных политиков, которые, как экс-премьер Великобритании Тони Блэр, говорят, что исламизм опять стал главной угрозой мира. Действующие же власти большинства европейских стран явно готовы закрыть глаза на неправовой характер режима талибов. Пусть даже он будет мучить афганцев, лишь бы не выпускал их через границу и в то же время позволил американцам и европейцам завершить эвакуацию своих граждан, которых не успели вывезти до 31 августа.
Параллельно с этим Россию и Китай настойчиво приглашают к участию во встрече G7, на которой планируется обсудить будущее Афганистана. Формальная причина встречи именно в таком формате понятна. Китай талибы уже назвали своим главным торговым партнером. Он примеривается к афганским полезным ископаемым и, кроме того, является еще и главным военным партнером Пакистана. Тот, в свою очередь, настолько активно поддерживает «Талибан», что именно пакистанские ВВС, как пишут местные СМИ, обеспечили победу в Панджшерском ущелье.
Что касается России, то на нее, похоже, пытаются повесить главные проблемы «умиротворения» Афганистана. Ее пугают массовым исходом афганских мигрантов в Среднюю Азию, а в обмен на устранение этой угрозы хотят от Кремля согласия поучаствовать в восстановлении афганской экономики — главным образом в части инфраструктуры. Но Москва не торопится «подписываться» на западные предложения в интересах преимущественно ЕС. Как, впрочем, и Китай. Они выжидают и хотя наверняка примут участие во встрече с G7, но сделают это, скорее всего, из статусных соображений. Чтобы показать свою роль в регионе. Помощи же ни от Москвы, ни от Пекина Западу ожидать сейчас в Афганистане не приходится.