Posted 4 сентября 2021, 08:48

Published 4 сентября 2021, 08:48

Modified 30 ноября, 07:00

Updated 30 ноября, 07:00

Сколько можно насиловать зрителя?

4 сентября 2021, 08:48
На российском ТВ стартовал очередной сезон мелодраматических суррогатов, призванных нести в массы «правильные» ценности.

Канал «Россия 1» продолжает штамповать поделки о наивных провинциалках, беспринципных богачах и благородных рыцарях. Порой авторы умудряются зажечь на старте, но потом эта искра неизбежно гаснет в кислой субстанции, которую тщетно пытаются выдать за историю о жизни и любви.

Примерно так вышло с сериалом «Перекати-поле», которым канал порадовал целевую аудиторию в первые дни сентября. В начале, когда убили ни в чем не повинного парня-дальнобойщика, были надежды увидеть нечто интересное, но в итоге сериал оказался очередной вариацией на тему «Да она не может любить меня! — Да я люблю тебя!»

При этом канал весьма пафосно рекламирует свой новый продукт. Режиссер Максим Демченко называет его «современной историей об отцах и детях, о молодости и опыте», с посылом «не ошибиться, чтобы, погнавшись за мнимым, не пропустить настоящее». А актриса Арина Постникова, сыгравшая одну из центральных ролей, высказалась еще более выразительно: «Наш сериал про любовь, предательство, интриги, самопожертвование, самопознание. Про болезнь души и тела, про самые невероятные и самые темные, и самые светлые чувства человека. Некоторые персонажи шокируют зрителя».

На самом деле шокирует здесь все — но вторичностью, затхлостью и незамутненной уверенностью создателей в том, что это и есть идеальная схема завоевания зрительских сердец.

Сеттинг — российская провинция, на вид пасторальная, а на самом деле раздираемая страстями (сериал снимали в Новгородской области и на реке Вишера). Главная героиня Маша (Ксения Гусева) — неправдоподобно чистая и наивная девушка, работающая медсестрой и мечтающая о большой любви. Объект для таковой имеется — местный красавец Володя (Константин Белошапка), однако у него оказываются другие планы: ради карьеры он женится на Ирэн, дочери влиятельного бизнесмена, которую играет Постникова. Поначалу, когда интрига еще не убита, даже кажется, что Маша просто придумала себе эти отношения и Володя ни в чем не виноват. Но очень скоро он оборачивается шаблонным подлецом и насилует девушку. Та, поколебавшись для виду, решает рожать, благо есть «запасной аэродром» в лице Леши, брата Володи — такого же неправдоподобно хорошего парня в исполнении Ильи Ильиных.

Параллельно разворачивается криминальная интрига, в которой замешан тесть Володи в исполнении Сергея Горобченко, а также демонстрируются вялые потуги на конфликт поколений. Но все это держится исключительно на харизме актеров — Горобченко и Николая Добрынина, который играет отца Володи и Леши. Молодые артисты даже не стараются показать что-то яркое и неординарное. Создается впечатление, что основная задача проекта — в пропагандировании идеи «рожать в любой непонятной ситуации».

История могла бы выглядеть относительно правдоподобной (хотя и куда более жестокой), если бы Маша, выйдя за Алексея, продолжала сохнуть по абьюзеру, а не воспылала непонятно откуда взявшейся новой любовью. А так ее тирады на тему «мы просто друзья и жить будем как соседи» воспринимаются как древнейшее клише: когда герой в чем-то клянется, он наверняка поступит наоборот.

Еще один нелепый момент связан с подругой героини Леной (Евгения Глотова), которая выбирает из двух братьев-дальнобойщиков, а когда одного из них убивают, дает показания, что недавно они враждовали из-за нее. Она выглядит неумной стервой, которая гордится тем, что за нее на смерть сражаются мужчины, и даже не пытается это скрыть, — а через несколько серий превращается в раскаявшуюся декабристку, которая готова сколько угодно ждать парня, осужденного за убийство брата.

Ближе к концу для нагнетания драматизма (а на самом деле — превращения в классическую «Санта-Барбару») сценаристы сводят истосковавшуюся по хорошей жизни мать Володи с его тестем, маленький сын Маши заболевает острым лейкозом, а Ирэн, потерявшая ребенка и ставшая бесплодной, начинает стремительно терять рассудок. Здесь мог случиться резкий сюжетный поворот, если бы Маше порекомендовали родить еще одного ребенка в качестве донора (а значит, снова сойтись с Володей), но едва назревшее напряжение быстро сдулось.

И хотя формально зрителю еще обещаны новые семейные и преступные тайны под занавес, единственной интригой остается происхождение названия: если это намек на главную героиню, которая любила одного брата, а вышла за другого, то он как-то совсем не вписывается в ее тонко-одухотворенный образ.

Словом, новый сезон бледных мелодраматических суррогатов на ТВ можно считать открытым. Главное, что может почерпнуть зритель из «Перекати-поле», — если вам показалось, что российский сериал вот-вот порадует живыми героями, логикой поступков и правдоподобным сюжетом, то вы наверняка будете разочарованы.

Людмила Семенова

Подпишитесь