Posted 2 сентября 2021, 15:54
Published 2 сентября 2021, 15:54
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
Вскоре в России состоятся выборы в Государственную Думу, а в столице — также и довыборы в Московскую городскую думу, а также в муниципальное собрание района Щукино. 17–19 сентября москвичам, наряду с традиционными избирательными участками и бюллетенями, предлагается возможность дистанционного электронного голосования (ДЭГ).
Чтобы принять участие в ДЭГ, московскому избирателю надо до 13 сентября включительно пройти регистрацию. Для этого необходимо использовать личный кабинет на портале mos.ru. Туда следует ввести код из sms-сообщения, которое придет на номер телефона, указанный в личном кабинете, после нажатия кнопки «Запросить код подтверждения» под формой с данными пользователя. Все заявления направятся в Центральную избирательную комиссию РФ на проверку, и за несколько дней до выборов избиратели получат в личные кабинеты, на мобильный и по электронной почте сообщения о включении их в списки электронных избирателей.
Современные электронные технологии постепенно пробивают себе путь и в таком важном деле, как выборы. Впервые дистанционное голосование было экспериментально опробовано в трех избирательных округах на выборах в Мосгордуму в 2019 году, и доля тех, кто решился воспользоваться новшеством, составила 2%. В 2020 году в ходе довыборов муниципальных депутатов районов Марьино и Бабушкинский при помощи ДЭГ проголосовали 7,5% избирателей.
В ходе голосования 2020 года по изменениям в Конституцию РФ для участия в ДЭГ зарегистрировался каждый седьмой из всех московских избирателей (более 1 миллиона человек), из которых реально проголосовали 93%. В нынешнем же году, по данным ВЦИОМ, 94% москвичей подтвердили, что знают о возможностях ДЭГ, и по крайней мере, половина из них допускают для себя такой вариант.
«Сегодня уже 1 млн 300 тыс. записались в систему электронного голосования. Можно будет голосовать, находясь на даче, дома. Это совершенно другие возможности, при этом система безопасности, контроля и анонимности гарантирована», — заметил мэр Москвы Сергей Собянин.
Аргументов в пользу электронного голосования достаточно много. Прежде всего, ДЭГ позволяет голосовать тем категориям избирателей, которым не хотелось бы являться на участок лично. А таких среди нас немало. Есть больные и инвалиды, которые либо просто не могут ходить или перемещаются с трудом. Не питают любви к избирательным урнам и привилегированные категории общества: бизнесмены, которым время очень дорого. Не любят тратить выходной на выборы заядлые дачники и путешественники. Наконец, традиционно не любит ходить на выборы молодежь — вероятно, в этом она не права, но не всегда ей это можно объяснить.
Все эти люди теперь имеют возможность голосовать из любого места. Подобно тому, как мы уже довольно давно покупаем билеты на самолет и поезд со своего компьютера.
Если к выборам присоединятся те из нас, кто на участок ходить не любит, это позволит существенно повысить явку избирателей. И, соответственно, сделать выборы более представительными.
Особое значение приобретает электронное голосование в условиях пандемии коронавируса. К сожалению, эпидемия затягивается, причем, в сентябре эпидемиологи не исключают возможности подъема заболеваемости в связи с возвращением горожан из отпусков и традиционной активностью ОРВИ и гриппа. В таких условиях невозможно игнорировать современные технологии, позволяющие людям голосовать, не скапливаясь в помещении.
И власть делает естественные шаги по ускорению прогресса в электоральной сфере. В том числе, и путем материального стимулирования ответственных горожан. Каждый участник электронного голосования автоматически станет и участником лотереи, в которой будет разыграно 250 тысяч различных призов. Среди них 20 квартир, 100 автомобилей и многочисленные «призовые баллы», на которые можно будет сделать покупки у участников городской программы, среди которых супермаркеты, рестораны, аптеки. Также баллами можно будет оплатить проезда в городском транспорте.
Аргумент против дистанционного голосования, по большому счету, один: страх перед фальсификацией. Правда, все мы знаем, сколь несовершенен наш мир, и наслышаны о бесчисленных примерах фальсификации выборов, начиная со времен античных. Все эти «вбросы», «карусели», удаление наблюдателей с участков и подсчет за закрытыми дверьми — имели (и кое-где имеют) место в условиях как раз вполне традиционных выборов, с бумажными бюллетенями, опускаемыми в урны.
«ДЭГ применяется на выборах с 2019 года и имеет собственную платформу и законодательную базу. В текущем году Москва снова сможет использовать для голосования свою платформу, и таким образом москвичи будут голосовать через портал mos.ru», — отметил политолог Арсений Капустин.
Как заверяет разработчики ДЭГ, его технологии — современные технологии блокчейн — не менее, а более безопасны для избирателя. Для начала, производится загрузка реестра электронных избирателей. «Вброс» голосов невозможен — «вброшенные» голоса должны принадлежать новым избирателям, которых нет в загруженном реестре. Проголосовать с фальшивых аккаунтов невозможно, поскольку указанные в них данные проверяются в связке по базам московских информационных систем, МВД, Пенсионного фонда, ЦИК (ГАС-Выборы). Проголосовать с чужих аккаунтов тоже невозможно, поскольку система проверки оповестит об изменении номера телефона в личном кабинете.
Мало того, в системе ДЭГ избиратель имеет возможность отложенного выбора. Он может вернуться к своему электронному бюллетеню, который находится в режиме автосохранения. Все голоса находятся в предварительном буфере блокчейн-сети, полностью сохраняется тайна и анонимность голосования, а при подсчете учитывается только последний по времени голос каждого конкретного избирателя. Это дает даже человеку, зависимому от начальства, наибольшие шансы вырваться из-под его контроля и реализовать свое избирательное право.
«На сегодняшний день 15 000 человек записались в Корпус наблюдателей на 3600 с лишним московских участков, — рассказал глава Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве, главред радиостанции „Это Москвы“ Алексей Венедиктов. — Это уже позволяет не только „закрыть“ наблюдателями все избирательные участки в столице, но и сформировать „резерв“ на случай, если кто-то не сможет выйти по тем или иным причинам».
Штаб под руководством Венедиктова уже в третий раз назначает премии, общей суммой в 2 млн рублей тем, кто сумеет взломать московскую систему ДЭГ либо выявить ее уязвимые места. И если в 2019 году 1 млн рублей получил французский криптограф Пьеррик Годри, а вторую часть поделили между разработчиками системы, то в 2020 году взломать систему никому не удалось, и премия была разделена между разработчиками системы и журналистами, пишущими о ДЭГ.
В этом году 350 тысяч рублей получит москвич Дмитрий Абрамов, который смог сократить время отложенного голосования (стандартное время смены голоса — раз в три часа), а также протестировал больше всех разнообразных сценариев взлома системы ДЭГ. Протестировал — но не взломал.
Надежность ДЭГ подтвердил, в частности, и заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых проектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов.
«В рамках специальной рабочей группы Общественной палаты мы несколько лет вели мониторинг самого процесса: как все проходит, какие есть механизмы, страхующие от любого внешнего вмешательства, какая есть техническая специфика, — рассказал общественник. — И убедились в том, что электронное голосование не только удобно для людей, но и имеет более высокую защиту от фальсификаций».
Леонид Смирнов