Posted 1 сентября 2021, 13:26

Published 1 сентября 2021, 13:26

Modified 30 ноября, 07:00

Updated 30 ноября, 07:00

Школьников ждет новый ЕГЭ: «угадайка» закончилась

1 сентября 2021, 13:26
Как изменится единый госэкзамен в 2022 году и успеют ли к нему подготовиться учителя, выпускники и проверяющие, рассуждает эксперт в области образовательной политики Александр Адамский.

Рособрнадзор анонсировал изменения в ЕГЭ-2022. Главным образом они коснутся тестовой части. Составители решили свести к минимуму задания с готовыми ответами, которые можно угадать с шансом 1:4. Вместо заученных фактов и формул выпускникам предстоит решать практические задачи, давать развернутые ответы и обосновывать свою точку зрения. Так что натыкать наугад больше не получится.

Как рассказали на Всероссийском родительском собрании, на госэкзамене по профильной математике тестов вообще не будет, их заменят практические задачки, которые требуют развернутых ответов. Примеры могут быть связаны с покупками или кредитами. Это то, с чем ребята столкнутся во взрослой жизни. Из ЕГЭ по русскому языку задания с готовыми ответами тоже исчезнут. Проверять будут связность, логичность и убедительность аргументации. Экзамен по английскому языку начнет двигаться от проверки синтаксиса в сторону практического использования языка.

В Рособрнадзоре заявили, что трансформация единого госэкзамена займет ближайшие три года. Все изменения, которые произойдут в ЕГЭ-2022, уже можно увидеть в проектах контрольно-измерительных материалов, опубликованных на сайте ФИПИ. Готовы ли школьники к развороту ЕГЭ от тестов, на которые их натаскивали годами, к развернутым аргументированным ответам? Успеет ли система образования подготовить их за год? Об этом рассказал «Росбалту» кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

— В Рособрнадзоре заявили, что школьники, которые будут выпускаться в 2022 году, все 11 лет учились по новым образовательным стандартам, и готовы к экзамену нового типа. Получается, те изменения в ЕГЭ-2022, которые ведомство анонсировало на Всероссийском родительском собрании, были плановыми?

— Мне кажется, Рособрнадзор движется последовательно. Изменения, которые произошли в ОГЭ в этом году, были объявлены два года назад. Я имею в виду более практикоориентированные условия задач. В этом году на экзамене были примеры, посвященные диаметру шин или кладке плитки, которые учащиеся не смогли даже прочесть. Это свидетельствует, конечно, не о плохих заданиях, а о том, что их натаскивали на абстрактные условия задач. Теперь эти изменения коснутся и ЕГЭ. Перефразируя известное выражение, скажу, что ЕГЭ-2022 похорошело. Снизился уровень угадайки. Ее практически не будет. И это уже системная история. Период шараханья в части усовершенствования ЕГЭ закончился, и ведомство определилось с курсом.

Теперь, мне кажется, нужно двигаться в сторону тотальной компьютеризации ЕГЭ. Время, когда задания госэкзамена генерируются непосредственно в момент сдачи, а не готовятся заранее, неотвратимо наступит. И вместо бумаги и ручки для решения будут использовать только компьютер.

— Вы сказали, что внедрять изменения начали с ОГЭ, где уже в этом году начали появляться практикоориентированные задачи. Но оказалось, что детей натаскивали на другое, и они были к этому не готовы. Одиннадцатиклассники, которые будут выпускаться в 2022 году, потянут? Действительно ли все 11 лет их в школе готовили к тому, чтобы давать развернутые аргументированные ответы, решать практикоориентированные задачки? Или это будет для них сюрпризом, и всему этому им предстоит научиться за год?

— Я считаю, что выпускной экзамен — это квинтэссенция всех результатов обучения за все годы. Когда мы говорим, что результаты должны быть другими, возникает разрыв. В этом смысле, мне кажется, что Рособрнадзор обгоняет и систему педагогического образования, и систему повышения квалификации. Об изменениях в ОГЭ было объявлено два года назад. Результаты показали, что система повышения квалификации учителей не сработала. Их не успели подготовить к работе на другой результат, а они, в свою очередь, не подготовили детей. Два корабля плыли не просто разными курсами, но с разными скоростями. Система образования разбалансирована, а это недопустимо. Те, кто развивает систему итоговой аттестации, на мой взгляд, движутся в более высоком темпе. Я поддерживаю это движение. Все-таки итоговая аттестация — это способ оценить перспективы будущей социализации ребенка. Нам надо выровнять шкалу успешности в школе и шкалу успешности в жизни. Задача, которую решают разработчики ЕГЭ, пусть и с разной степенью успешности, именно в этом. Как проверить, что ребенок успешно встроится во взрослую жизнь, в цифровой мир, а вовсе не то, насколько он соответствует школьным стандартам.

Но у родителей совершенно иная позиция. Родителей эти заморочки мало волнуют. Их волнует справедливость. А справедливость, с точки зрения и учителей, и родителей, заключается в том, чтобы проверять то, чему научили.

— Главный вопрос в том, научили ли их тому, что будут проверять?

— Пока нет. В этом суть развивающего механизма ЕГЭ. Если вы, говорят разработчики ЕГЭ, не хотите сами меняться, не хотите готовить детей к будущему, то мы вам поставим такую планку ЕГЭ, которая заставит меняться. Конечно, так это не работает. Это работает только через приводные ремни методических объединений, повышения квалификации, профессиональных сообществ.

— Сколько времени нужно на то, чтобы под новые требования перестроились и учителя, и школьники?

— По-хорошему — нужно два года. Проблема в том, что наша система повышения квалификации находится в упадке. Когда говорю о разбалансированности системы образования, я имею в виду, что аттестация учителей и аттестация школьников, то есть, итоговый госэкзамен, проходят в отрыве друг от друга. Объективных показателей работы учителя не существует, поскольку вычленить результаты его работы в результатах ребенка невозможно. Повышение квалификации учителей, их аттестация и система оплаты труда тоже между собой не связаны. Если бы меня как учителя аттестовали по тем новейшим требованиям, которые выставляют к итоговой аттестации учащихся, движение шло бы в одном направлении. Если бы аттестация учителей влияла на оплату труда, появилась бы мотивация. В таком случае встать на новые рельсы можно было бы гораздо быстрее.

Знаете, есть такая флотская команда: все вдруг. Это когда все корабли поворачивают одновременно на один и тот же угол. Вот система образования построена по тому же принципу: либо все разом повышают квалификацию по унифицированным программам и готовятся работать на новый результат, либо нас ждет провал.

— Готова ли система проверки ЕГЭ к переходу от тестов к развернутым ответам? Совместимо ли это с тотальной компьютеризацией ЕГЭ, о которой вы говорите? То есть, как такие ответы будет проверять компьютер? А если он не сможет, значит, нужны специалисты, и много. Успеют ли их подготовить к весне?

— С технической точки зрения организовать проверку развернутых ответов — не большая проблема. Для этого нужно перенастроить алгоритмы проверки, встроить в них семантический анализ. Мы можем выделить смысловые единицы, которые должны присутствовать в развернутом ответе, можем учитывать логичность изложения, наличие исторических и культурных образцов. Все это может проверять компьютер. Но для этого должна быть проведена трудная работа по созданию структуры понятий, выделению семантических единиц, построению семантического анализа и так далее. Вот тут нужны будут новые кадры.

Если же Рособрнадзор не пойдет на автоматизацию и алгоритмизацию проверки, побоится по каким-то причинам, тогда вступает в силу ваша логика. В этом случае нам придется очень быстро подготовить очень много проверяющих в другой логике оценки результатов. И здесь мы снова возвращаемся к системе повышения квалификации.

Цели и задачи, который ставит Рособрнадзор, понятны. Теперь нужно ответить на вопрос: что будет сделано для того, чтобы изменения в ЕГЭ обеспечили прогресс, а не очередные разочарование и скандалы.

Анна Семенец

Подпишитесь