Posted 30 августа 2021, 15:43
Published 30 августа 2021, 15:43
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
За дискуссией о бессмысленности нынешних выборов и поиске рациональных стратегий ответа на политический абсурд, общество не заметило главного. Решения о допуске и снятии кандидатов на выборы принимают совсем не те люди, которые должны заниматься этим по закону. Такое положение вещей делает невозможным политический процесс — эти и любые другие выборы превращаются из политической процедуры, открытой для всех граждан страны, в систему неформальных договоренностей только для своих. Выборы делаются так же, как выносятся приговоры в российских судах: после предварительных консультаций судей и прокуроров в банях.
Избирательные комиссии устраняются от содержательного рассмотрения заявок кандидатов и передают свои полномочия первым встречным — полиции, представителям спецслужб, лицам неясного гражданского состояния, требующим в судах обеспечить «антиэкстремистское законодательство». Движение «Голос» (внесено Минюстом РФ в новый реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента — ред.) в одном из своих последних докладов красиво назвало этот процесс «утратой субъектности» избирательными комиссиями. И на самом деле это конец.
К сентябрю 2021 года завершен распад избирательной системы Российской Федерации — формальной основы ее государственного строя. Любые политические процедуры, построенные на волеизъявлении граждан, вне зависимости от того, насколько авторитарным является их фон, должны проводиться институтами, по меньшей мере номинально независимыми от действующего начальства, то есть обладающими собственными полномочиями и несущими полноту ответственности за организацию выдвижения кандидатов и голосования. Сейчас ведомство Эллы Памфиловой сложило оружие — старый детский совок и призывы к совести, но главное закон «О выборах».
Решать, кто будет начальниками на всех уровнях, официально станет действующее начальство — сама мысль о независимых кандидатах объявлена антигосударственной и незаконной.
Ярче всего распад политической системы реализован в том, как снят с выборов самый известный независимый политик, остающийся в России и на свободе — Лев Шлосберг. Посмотрите его речь в ЦИК, где он говорит, что проблема уже не только в отвратительных законах, поражающих россиян, сочувствующих Навальному, в политических правах, но в том, что даже эти законы не соблюдаются с формальной точки зрения. Шлосберга сняли с выборов в нарушение этих законов, и решение о снятии принимали люди, не имеющие к избирательной системе никакого отношения. Ни суды, ни ЦИК не оказались способными защитить формальную процедуру выдвижения кандидата — государственный строй Российской Федерации сдан произволу спецслужб без боя.
Аналогичные процессы развиваются во всех регионах России — десятки кандидатов сняты с выборов в силу «текущей политической целесообразности» при «нейтралитете» избирательных комиссий.
Похоронная команда ЦИК зароет труп российской демократии 19 сентября, и восстания этого зомби можно уже не ждать. Людям, которые хотят иметь в России политические права, придется когда-нибудь создавать избирательную систему заново.
Кирилл Мартынов, журналист