Posted 24 августа 2021, 10:52
Published 24 августа 2021, 10:52
Modified 30 марта 2024, 08:28
Updated 30 марта 2024, 08:28
Пока политики всех стран гадают, насколько изменились идеология и политические практики «Талибана» (пока еще считающегося террористическим и запрещенного в России движения), сами афганцы в огромных количествах стремятся вырваться за пределы страны. Немного оправившись от первого шока, США и их союзники по НАТО начали тысячами вывозить тех, кто сотрудничал с коалиционными силами на протяжении последних двух десятилетий, и даже начали переговоры с представителями ряда ближневосточных и центральноазиатских государств — от Катара до Казахстана — о размещении беженцев.
В России президент Путин на днях высказался радикально против попыток разместить лагеря беженцев в странах постсоветской Центральной Азии, говоря прежде всего о том, что все эти люди могут затем достаточно легко инфильтроваться в Россию, ввиду протяженности наших границ и безвизового характера их пересечения. Мне кажется, что президент преувеличил, сравнивая угрозу с террористической опасностью начала 2000-х и говоря о том, что многие из беженцев — вообще-то бегущих от боевиков, а не к ним — сами окажутся террористами. Однако проблема существует, и Афганистан в перспективе может стать самым большим источником перемещенных лиц, которые направятся в Европу (и Россию как ее часть).
За пределами Афганистана сейчас живут чуть менее 5 млн выходцев из этой страны, причем число мигрантов увеличилось более чем на 500 тыс. человек только с начала этого года. В ходе эвакуации, если большинство сотрудничавших с западными силами лиц решатся уехать, переселиться могут еще 350-500 тыс. афганцев. Против приема мигрантов из региона в Европе уже выступили Австрия, Дания и Швеция, и ими, я полагаю, список не ограничится.
Последние события в Афганистане были следствием не российской, а американской политики. Я уже писал, что считал и считаю: строительство современного демократического государства в этой части мира было обречено на неудачу. Сейчас Запад должен ответственно подойти к тому, что он сделал. Коллаборанты должны получить убежище (как предоставили его сотрудничавшим с ними индонезийцам голландцы, когда их владения в Ост-Индии получили независимость). Россия может (и даже должна) помочь — но только в убеждении талибов отпустить тех, кто хочет уехать и в предоставлении самолетов и аэродромов для транзита (как сейчас делает это Узбекистан), но не во временном размещении беженцев, которое имеет большие шансы стать постоянным. Если Байден имеет право сказать, что «Это не наша война!», то Путин с еще большим основанием может утверждать, что «Это не наши беженцы»…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»