Posted 23 августа 2021, 21:01
Published 23 августа 2021, 21:01
Modified 30 ноября, 07:00
Updated 30 ноября, 07:00
Пока внимание всего мира сосредоточено на аэропорте Кабула и эвакуации из него тысяч остающихся там американских граждан, а также сотрудничавших с прежним правительством афганцев, в этой стране может разразиться полноценная гуманитарная катастрофа. Из-за неразберихи и бесчинств, вызванных приходом к власти движения «Талибан» (признано в России террористическим и запрещено), практически вся иностранная помощь Афганистану заморожена.
О том, что представляет собой экономика этой страны, а также какова в ней доля доходов, поступающих от наркотрафика, обозреватель «Росбалта» поговорил со старшим научным сотрудником сектора Афганистана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Омаром Нессаром.
— Что представляла собой экономика Афганистана до захвата власти в этой стране талибами?
— Вообще, Афганистан исторически сельскохозяйственная страна, но события 1990-х годов, в частности, распад Советского Союза, подтолкнули ее в другом направлении. Например, в сторону строительства транзитных проектов — транспортных, трубопроводных. Скажем, проект ТАПИ (газопровод из Туркмении в Пакистан и Индию, через территорию Афганистана, — «Росбалт»). Так же рассматривали Афганистан и американцы. Как только они вошли сюда, первым делом начали строить здесь дороги. В то же время есть проблемы с безопасностью этих путей.
До талибов экономика страны очень сильно зависела от внешней помощи. Но так получилось, что эти деньги шли в основном на войну, то есть на содержание армии и полиции, которые превратились в крупнейших работодателей. В случае прекращения международной помощи (которая уже практически заморожена) в Афганистане сразу же возникнут серьезные проблемы.
— Там какие-то производства вообще были или до сих пор преобладает архаичное сельское хозяйство?
— Производство в Афганистане существует в очень небольших объёмах и рассчитано в основном на внутренний рынок. Если посмотреть торговый баланс, то импорт там всегда значительно преобладал над экспортом. Все импортируется, в том числе, и продукты питания. В начале 2000-х, когда американцы только вошли в Афганистан, импортировался даже картофель. Экономика страны настолько была зависима от шальных американских долларов, что соседние страны рассматривали ее как хороший рынок сбыта своей продукции.
— Что станет с экономикой Афганистана при талибах?
— Если талибам удастся решить вопросы, связанные с безопасностью и стабильностью, то, возможно, в этих сферах им удастся сократить расходы, которые пойдут на инвестиции в те транзитные проекты, о которых я сказал выше.
— Ведь это по преимуществу китайские проекты, вроде «Один пояс — один путь»?
— Китай там превалирует, но на самом деле «старается» в этом направлении не он один. В частности, и Узбекистан тоже. Речь идет и о проектах, связывающих Центральную Азию с Южной Азией. Центральная Азия богата ресурсами, а Южная — рабочей силой, ее там огромный избыток. Это один вариант развития Афганистана.
Если же он не удастся, то положение в стране ухудшится, потому что очевидно, что международная помощь сократится. Насколько сильно — это будет зависеть от поведения талибов, которые окажутся в плохом положении, потому что недовольство в народе будет расти, и управлять станет труднее. Например, уже сейчас люди требуют платить им зарплату, а откуда ее взять? Финансовые институты Афганистана, связанные с западной финансовой системой, сейчас парализованы.
Такая ситуация не может продолжаться вечно. Талибам придется применять силу, усиливать репрессии, которые спровоцируют восстание. Именно поэтому, понимая это, они хотят сейчас хоть какого-то международного признания, чтобы возобновилась хотя бы какая-то помощь.
— Насколько серьезна для современного Афганистана проблема наркотиков? Российские эксперты утверждают, что в экономике страны их производство и сбыт играли довольно большую роль. Вы согласны с этим?
— Определенную роль в экономике страны это играло. Но 80-90% этих средств остаются вне Афганистана. Тем не менее, эксперты, которые изучают эту проблему, в том числе, и из Института Востоковедения РАН, сходятся во мнении, что экономика этой страны зависела и зависит от производства и сбыта наркотиков. Однако заинтересованность в этом внешних криминальных игроков гораздо выше. Потому что если мы посчитаем доход простого афганского крестьянина от продажи пшеницы, то увидим, что он не очень отличается от дохода того, кто выращивает мак.
Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу, что да, экономика Афганистана зависит от производства и продажи наркотиков, но большинство экспертов масштаб этой зависимости преувеличивает. Тема наркотрафика из этой страны, на мой взгляд, была сильно политизирована.
Беседовал Александр Желенин