Posted 24 августа 2021, 08:03
Published 24 августа 2021, 08:03
Modified 30 марта, 08:28
Updated 30 марта, 08:28
Я исследований не проводил, но интуитивно кажется, что к 2021 году представления о том, что кто такой депутат и что он должен делать, сильно изменились.
Никто не воспринимает депутата как законодателя, а кандидата — как потенциального законодателя. Как носителя политических идей, способного реализовывать эти идеи. От депутата требуют «помощи избирателям» в конкретных вопросах — в ремонте дорог, газификации, благоустройстве дворов, начислении пособий и т. п. То есть того, чем вообще-то должна заниматься исполнительная власть.
Это, конечно, отражает реальное положение дел, которое избиратель, может быть, и не понимает рационально, но очень хорошо чувствует. Положение дел заключается в том, что главный и практически единственный законодатель у нас — это исполнительная власть. Она же единолично формирует и утверждает политические идеи и программы. Депутаты же превращаются в исполнителя воли исполнительной власти. Также они выступают посредниками между народом и исполнительной властью, которая столь высока, божественна и недоступна, что достучаться до нее самостоятельно бывает очень сложно.
Другими словами, на смену депутату-законодателю пришел депутат-исполнитель. Он не формулирует политических идей, не задает повестку, но в лучшем случае выполняет массу рутинной неполитической работы по запросу избирателей.
В такой конфигурации есть много минусов, но есть и плюсы. Во-первых, хоть какой-то канал связи с народом остался. Во-вторых, хотя бы формально этот канал опирается на выборы и соответствующую легитимность.
Алексей Шабуров, политолог