Posted 23 августа 2021, 14:47

Published 23 августа 2021, 14:47

Modified 30 ноября, 06:59

Updated 30 ноября, 06:59

Круговорот мусора в бюджете: кто уберет петербургские свалки?

23 августа 2021, 14:47
Без системного подхода и реальной координации органов власти изменить ситуацию к лучшему не удастся.

Каждую неделю в соцсетях появляются сообщения о новых нелегальных свалках в черте Петербурга. Жители Невского, Приморского, Калининского, Красносельского и других районов города страдают от неприятного соседства, ведь отходы не только источают зловоние, но и периодически горят. А это — прямая угроза не только земле, воздуху и грунтовым водам, но и здоровью людей.

Как Смольный собирается решать проблему нелегального мусора и наказывать нарушителей? Какие методы борьбы предлагают жители?

Мало свалок, мало штрафов

Несмотря на депрессивные настроения среди жителей, врио комитета по природопользованию Петербурга Александр Кучаев на встрече с журналистами поделился довольно бодрой статистикой. Всего в прошлом году власти города зафиксировали 339 новых нелегальных свалок в разных районах Петербурга, что в несколько раз меньше, чем в 2019-м и тем более в 2017-м — когда в городе появились 1 183 свалки.

Эффективно ведомство, по словам чиновника, борется и с нарушителями: в Санкт-Петербурге за 2020 год и первую половину 2021 года комитет по природопользованию вынес 554 постановления по статьям за нарушение требований в обращении с отходами. Также за полтора года было инициировано пять уголовных дел. Среди виновников, которые понесли ответственность — организаторы свалок на берегу реки Ижора в Колпинском районе, свалки в Невском районе, откуда «Экострой» вывез больше 7 тонн химотходов 1 класса опасности. Взыщут штрафы и с организаторов свалок на территории Аграрного университета, и на Пискаревском проспекте, 144. Общая сумма взысканных штрафов составила больше 19,5 млн рублей.

Адвокат Евгений Баклагин, однако, заметил, что количество выявленных свалок, объявленное комитетом, серьезно занижено — по крайней мере в два-три раза.

«Все дело в том, что из-за пандемии в прошлом году были значительно ослаблены меры контроля — несколько месяцев проверки вообще не проводились, а потом проводились в довольно вялотекущем формате», — подчеркнул Баклагин. Он добавил также, что сумма штрафов, 19,5 млн рублей — по-настоящему мизерная для мегаполиса с такими проблемами.

Откуда берутся свалки?

Как отметили в комитете, порядка 95% свалок составляют строительные отходы. Обнаружили чиновники и причины возникновения нелегальных свалок. Во главе угла — экономическая привлекательность незаконного способа утилизации.

«Злодеи экономят деньги, легальные компании по обращению с мусором и полигоны никогда не смогут конкурировать с нелегальными», — объяснил Кучаев.

Следующая причина столь быстрого образования новых свалок — отсутствие лицензирования на транспортирование отходов пятого класса опасности. Иными словами, на такие отходы паспорт не выдается, но подтверждение классности (биотестирование) все равно необходимо, чем пренебрегают нарушители. И они привлекают к вывозу такого мусора не лицензированные организации, а фирмы-однодневки, которые нанимают физических лиц на личном транспорте. А те в свою очередь вывозят мусор куда подальше.

«Осложняет ситуацию и оборот липовых отчетных документов в области обращения с отходами, — отметил Кучаев. — Ни один застройщик не принесет документы в Госстройнадзор о том, что отходы размещены на несанкционированных свалках. Документы получают незаконным путем, преступные схемы стали изощренными, и крайне сложно отследить цепочки безналичных платежей».

Кто должен ликвидировать свалки?

С 1 сентября к работе в Петербурге приступит новый региональный оператор по обращению с ТКО. Большинство жителей уверены, что именно он и должен взяться за решение проблемы со свалками. К сожалению, это не так.

95% незаконных свалок составляют строительные отходы, а регоператор отвечает только за бытовой мусор — то есть никакого отношения к нему они не имеют.

«Новый регоператор по закону должен ликвидировать свалки, но свалок чисто коммунальных отходов у нас мало. Они обычно образовываются в пригородных районах с малоэтажной застройкой, и это незначительные масштабы. Строительные же — не его зона ответственности», — объяснил Александр Кучаев.

Часть петербургских свалок до конца 2023 года ликвидируют за счет федеральных средств в рамках федерального проекта «Чистая страна», цель которого — уничтожение наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Ранее вице-премьер РФ Виктория Абрамченко заявила, что к этому сроку планируется ликвидация 191 несанкционированной свалки в черте российских городов.

Как заверили в комитете по природопользованию, Петербургу удалось внести в этот перечень несколько своих свалок, и среди самых известных — квартал 57 Ж Северо-Приморской части города и Яблоневская свалка в Невском районе. По словам Кучаева, сейчас по обеим локациям разрабатывается проектная документация, и петербургские власти надеются включить еще несколько объектов, чтобы получить финансирование из федерального центра на их ликвидацию.

Красносельские горы мусора

Увы, пока серьезно затягивается решение вопросов самого проблемного района Петербурга — Красносельского. По данным исполнительного директора экологического правового центра «Беллона» Артема Алексеева, порядка 500 гектаров в районе завалены нелегальным мусором. В основном это промышленные отходы и отходы неизвестного класса опасности.

«Раньше территории использовались для отдыха и выгула собак, теперь же из своих окон жители наблюдают зловонные курганы и насыпи отходов. Когда на них наводишь тепловизор, видно, что внутри идут процессы гниения органики, а значит — выбросы метана и других токсичных веществ. Роза ветров же такова, что ветер гонит воздух в сторону жилых домов, а это — прямое воздействие на здоровье людей», — подчеркнул Алексеев.

Кроме того, периодически на свалках происходят пожары — иногда это случайные инциденты, иногда — умышленные поджоги владельцев участков. Так или иначе в воздух попадают миллионы диоксинов и других канцерогенов. Жители отмечают, что как минимум на одиннадцать свалок нарушители продолжают свозить новые отходы, и администрация на это в полной мере не реагирует.

Член общественной организации «Совет народных депутатов «Юго-Запад» Юлия Лебедева также раскритиковала скорость, с которой работает администрация Красносельского района.

«Бюджетные средства тратятся неэффективно. В 2018 году было десять проектов по ликвидации свалок, в 2019-м — три, в 2020 — одиннадцать. Сколько уберут в это году, неизвестно. При этом за три года чиновникам на это выделили около 400 млн, — отметила Лебедева. — И недавно в администрации района нам показали перечень небольших свалок, которые планируют ликвидировать в ближайшие десять лет. Мы ужаснулись — за это время маленькие кучи превратятся в огромные, для которых снова надо будет разрабатывать проектную документацию и расходы на их уничтожение увеличатся. Надо обратить внимание на них уже сегодня, иначе мы будем лишь наблюдать круговорот мусора в бюджете — пока одни свалки ликвидируем, другие разрастаются».

Подвергли критике жители и работу правоохранителей — по их мнению, никто не объезжает несанкционированные свалки и не контролирует новый завоз отходов. Впрочем, замглавы администрации Красносельского района Михаил Баранов с такой точкой зрения не согласился. По его словам, чиновники «делают все, что могут», хотя «раскоординированность в системе органов власти действительно есть». На упреки в нерадивом контроле за свалками он ответил, что сотрудники отдела благоустройства дорожного хозяйств еженедельно объезжают свалки, в том числе те, что уже ликвидированы, так как есть риск нового завоза.

«За последний месяц мы пять раз вызывали органы полиции, но когда выезжает рейд для поимки, нарушители исчезают. Пять-десять КАМАЗов сбрасывают отходы за считанные минуты — а потом ищи их. Только если в засаде сидеть круглые сутки», — пожаловался чиновник.

По его словам, в районе на ликвидацию запроектировано еще восемь свалок, четыре — в разработке, но денег — нет.

«Стоимость ликвидации восьми свалок — 2,5 млрд рублей, а нам только 87 млн в этом году выделили. Мы обращаемся в органы с просьбами добавить, но это колоссальные цифры», — посетовал Баранов.

Что делать?

Евгений Баклагин уверен, что в органах госвласти отсутствует координация в решении проблем с мусором и не сформулированы экономические методы борьбы с нарушителями.

«Вы говорите, легальный вывоз мусора по выгоде никогда не сравнится с нелегальным, а потом упоминаете 19,6 млн взысканных штрафов. Это смешная цифра, несопоставимая с доходами нарушителей — штрафы уже заложены в их экономические расчеты. И пока мы не сделаем их деятельность экономически невыгодной — например, обязав их полностью возмещать вред окружающей среде, проблемы будут продолжаться», — заявил Баклагин.

Свой алгоритм борьбы со свалками предложили и жители.

«Люди хотят, чтобы органы власти приняли меры, полностью блокирующие возможность завоза на территорию стройотходов, установили бетонные ограждения, перекопали дороги, установили наблюдение — в том числе фотоловушки и видео, — перечислил требования жителей Алексеев. — Следующий этап — рекультивация территорий и их целевое использование или перевод в рекреационные зоны с зелеными насаждениями и инфраструктурой отдыха. А еще люди надеются, что городская и районная администрации пойдут на диалог и создадут рабочую группу, в которую войдут не только чиновники, но и представители общественности».

Так или иначе, очевидно, что без системного подхода к решению мусорной проблемы и реальной координации органов власти мало что удастся сделать. Возможно, дело пошло бы быстрее, если бы к диалогу привлекали активных жителей, которые и сами рвутся помочь в борьбе с нерадивыми мусорщиками. А что касается денег — сейчас в Смольном готовятся к осенней корректировке бюджета, и остается лишь надеяться, что в ее рамках выделят более значительные суммы на ликвидацию городских свалок.

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Подпишитесь